Элективный курс Проблемы социальной информатики


Элективный курс «Проблемы социальной информатики»

Пояснительная записка

Курс разработан для учащихся 10-11 классов, продолжительность обучения 1 года (34 аудиторных часов). Занятия проводятся по одному часу в неделю.

Элективный курс «Проблемы социальной информатики» рассчитан на углубленное изучение темы и не входит в обязательный минимум содержания основного среднего образования по дисциплине информатика.

Курс способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого и операционного мышления; повышению интереса к информатике.

Цель курса — углубление знаний учащихся по проблемам социальной информатики, формировании основы научного мировоззрения в области информатики и развитии интереса к информатике, как науке, расширение и углубление знаний полученных в школьном курсе информатики ИКТ.

Задачи курса:

1) расширить знания учащихся об информационном обществе;

2) сформировать представление об истории возникновения информационного общества;

создать условия для формирования и развития у учащихся интереса к изучению информатики; умение самостоятельно приобретать и применять знания;

развивать творческие способности и коммуникативные навыки;

развивать у учащихся логическое мышление;

По окончании курса учащиеся должны:

уметь работать с литературой;

— иметь представление об информационном обществе;

— иметь представление об информационной безопасности.

— иметь представление об информационных революциях;

Организация занятий

Организация занятий курса происходит в форме бесед, дискуссий, устных сообщений учащихся, выполнения проектов с последующей защитой, решения различных задач в виде творческих работ, создания презентаций.

Для преподавания используются следующие методы: методы поискового и исследовательского характера, проектно-исследовательская деятельность, интерактивные методы, метод проблемных задач, самостоятельная работа.

Для текущего контроля усвоения материала рекомендуется проводить небольшие зачетные работы по отдельным разделам, включая в них дифференцированные задания, а итоговый контроль провести в виде теста.

Тематическое планирование курса

№ урока

Тема урока

Вид урока

Введение в курс проблемы социальной информатики — 2 часа

Социальная информатика.

Лекция

Основные проблемы социальной информатики

Лекция с дискуссией

Понятие «Информационное общество» — 2 часа

История становления информационного общества

Лекция

Понятие информационного общества

Лекция

Путь человечества к информационному обществу — 7 часов

Информационные революции общие понятия

Лекция

Первая информационная революция

Семинар

Вторая информационная революция

Семинар

Третья информационная революция

Семинар

Четвертая информационная революция

Семинар

Пятая информационная революция

Лекция

Творческая игра

Деловая игра

Информационные ресурсы — 7 часов

Понятие ресурса

Лекция

Отраслевые информационные ресурсы

Лекция

Анализ информационных ресурсов школы

П

Понятие услуги

Лекция

Информационные услуги

Лекция

Анализ информационных услуг школы

П

Проверочная работа

Диктант

Экономика и структура труда в информационном обществе -3 часа

Экономика и структура труда в информационном обществе

Лекция

Экономика и структура труда в информационном обществе

Лекция

Характерная черта экономики информационного общества

Лекция с дискуссией

Проблема информационной безопасности личности — 11 часов

Национальные интересы

Лекция

Национальные интересы

Лекция

Доктрина информационной безопасности РФ

Лекция

Доктрина информационной безопасности РФ

Лекция

Методы обеспечения информационной безопасности

Лекция

Разработка проекта «Информационная безопасность»

П

Разработка проекта «Информационная безопасность»

П

Создание проекта

П

Создание проекта

П

Создание проекта

П

Защита проекта

Итоговые занятия – 2 час

Итоговое тестирование

Тест

Подведение итогов

Беседа

Итого: 34 часа

Список литературы по курсу

Информатика и ИКТ. Методическое пособие. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. – М., БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011.

Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Часть I. Информационная картина мира. Под редакцией Н.В.Макаровой — Питер, 2008.

Макарова Н.В. Информатика 11кл.- Питер, 2008.

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ 11 — М., БИНОМ, Лаборатория знаний, 2009.






See also:
Яндекс.Метрика