Элективный курс Научи учиться


Элективный курс «Научи учиться»

Пояснительная записка

Курс рассчитан на 1 * 33 = 33 часа

Цель: формирование устойчивого познавательного интереса, умения применять знания в процессе учения.

Задачи:

— приобретение опыта использования знаний в игровых ситуациях (Звездный час, Поле чудес, Счастливый случай…)

-проявление интереса к познанию, к самостоятельному изучению научно-популярной литературы; формирование культуры взаимоотношений в интеллектуальной, познавательной деятельности.

Формы работы: познавательные игры, викторины, экскурсии, решение проблемных задач, исследовательская деятельность.Результаты деятельностиЗанятия в интеллектуальном клубе, в классных и школьных конкурсах, викторинах , декадах работают на формирование воспитательных результатов первого.

ПРЕДМЕТНЫЕ: приобретение учеником первичных знаний организации познавательной деятельности через взаимодействие ученика с учителем. ЛИЧНОСТНЫЕ: позитивное отношение к школе, интерес к познавательной деятельности.

КОММУНИКАТИВНЫЕ: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: выполнять действия по плану, корректировать, оценивать результаты деятельности.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:-выделять учебные задачи, работать с различными источниками информации, находить главное существенное.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса.

В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результататов :

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий .

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов:

— описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» — «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Контроль и оценка планируемых результатов.

В основу изучения спецкурса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатовприобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Диагностика результатов познавательных способностей

Как известно, начальной школе принадлежит исключительно важная роль в психическом развитии школьников. Она призвана не только вооружить их начальными предметными умениями, но и в значительной мере развивать у них познавательные УУД (восприятие, внимательность, память, мышление, воображение, речь). Тем более, что между этими двумя комплексами психических свойств существует глубокая, органическая взаимосвязь, проходит в процессе овладения первым.

Перечисленные выше УУД (их можно объединить в понятие познавательного интеллекта) принадлежит к категории общих. Это значит, что они находят применение и развиваются в процессе усвоения всех общеобразовательных предметов. Сказанное, однако, не означает, что функционирование УУД происходит совершенно одинаково при усвоении любого общеобразовательного материала. Нет, обслуживание процесса овладения, скажем, математикой предъявляет существенно иные требования к восприятию, вниманию, памяти и т. д., чем овладение языком.

Выдвигая перед учащимися определенные учебные задания. Учитель должен знать. Насколько сформированы у него соответствующие познавательные способности. Такое знание позволяет определенным образом модифицировать предлагаемые задания – расчленять их на более или менее крупные единицы, снижать или повышать их уровень, предоставлять ученику отдельные подсказки, наводящие вопросы и т.п., короче – осуществлять дифференциацию и индивидуализацию учебно-воспитательного процесса.

Но это только одна сторона проблемы. Другая заключается в необходимости всеми имеющимися средствами развивать познавательный интеллект учащихся. Если он не достигает возрастной нормы – корригировать его, а если такая норма достигнута – способствовать его дальнейшему развитию. При этом используются два пути: придание процессу обучения развивающего характера и использование специальных упражнений тренировочного характера.

Первая диагностическая работа проводится в начале учебного года, при выполнении заданий первого занятия. Результаты выполнения заданий заносятся в таблицу (см. приложение 2) и сравниваются с результатами, полученными при аналогичном тестировании в конце предыдущего года обучения.

Второе диагностическое обследование проводится в конце учебного года, при выполнении заданий последнего занятия. Результаты, полученные после проверки, заносятся в таблицу, в которую внесли данные о развитии детей в начале года. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей учащихся.

Тематическое планирование занятий

Месяц

№ занятия

Развиваемые способности

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

2

Развитие концентрации внимания.

Графический диктант.

3

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.

4

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

5

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

6

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

7

Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу

8

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

9

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.

10

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.

11

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

12

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

13

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

14

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу

15

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

16

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Графические диктанты

Я

Н

В

А

Р

Ь

17

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.

18

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

19

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

20

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

21

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

Рисуем по образцу

22

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

23

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

24

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

М

А

Р

Т

25

Тренировка слуховой памяти

Развитие мышления



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика