Элективный курс Ключи к тайнам Клио разработанный учителем истории и обществознания Кос


Курс «Ключи к тайнам Клио» является курсом по выбору (вариативным) не дублирующим содержание базовых курсов истории России и всеобщей истории и имеющим свое особое назначение.

Пояснительная записка

Курс «Ключи к тайнам Клио» рассчитан на 12 учебных часов. Данный курс предлагается учащимся 9 классов, направлен на выбор гуманитарного профиля. Построен на основе избирательности интересов школьников, связанных с музейной спецификой. В дальнейшем учащиеся могут продолжить образование по данному направлению. Школьники знакомятся с основными видами музейной деятельности, спецификой различных музейных профессий. Приобщаются к поисково-собирательской деятельности, изучению и описанию музейных предметов, созданию коллекций, проведению экскурсий. В процессе музейно-краеведческой деятельности обучающиеся знакомятся с основами вспомогательных исторических дисциплин, не предусмотренных школьным курсом: нумизматикой, палеографией, археологией, топонимикой, геральдикой, сфрагистикой, метрологией, хронологией, этнографией. Это создает содержательную базу для выбора профессий гуманитарного профиля: музейное, архивное, библиотечное дело, туристско-экскурсионная деятельность.

Предложенный курс «Ключи к тайнам Клио» способствует становлению таких качеств, как ответственность и самостоятельность в познании окружающего мира, потребность в приобретении знаний, умение применять их на практике, самостоятельно критически мыслить.

Особенность изучаемого курса заключается в том, что наряду с теоретической подготовкой предусматривается самостоятельная (практическая) работа девятиклассников по изучению исторических источников, трудов выдающихся российских и зарубежных историков, исследовательская деятельность.

Получение практических знаний и умений в области музейного дела и краеведения поможет учащимся активизировать деятельность в организации работы школьных музеев и способствовать постижению родной истории и культуры, воспитанию патриотизма, уважению к прошлому. Не случайно Д.С. Лихачев писал: «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принимать участие и большие ученые, и школьники». Знания, полученные на данном курсе, могут быть востребованы при оформлении семейных архивов, создании домашних музеев, при участии в областных конкурсах «Корнями дерево сильно», «Война глазами потомков – наследников Великой Победы», «Флаг наш и герб» и др.

Обучение содержит познавательный, развивающий и воспитательный компоненты.

Познавательный: включает в себя ознакомление учащихся с основами музейного дела, вспомогательными историческими дисциплинами, методами исследования и описания предметов материальной культуры.

Развивающий: предусматривает формирование практических навыков комплексной работы с различными видами исторических источников, развитие логического и креативного мышления, привитие навыков самостоятельных исследований, развитие коммуникативно-речевых умений и навыков, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Воспитательный: создает условия для развития интереса к исследованиям, творческому труду, навыков общения, интереса и уважения к истории и культуре своей страны, воспитания патриотизма, бережного отношения к культурному и историческому наследию, осознанного формирования собственной культурной среды.

Цель курса:

Создание условий для повышения уровня культуры обучающихся 9 классов в изучении, углублении, обобщении, систематизации исторических данных, фактов, теорий и интеграции музееведческой работы с различными дисциплинами гуманитарных (литературы, географии, искусства), естественно – научных дисциплин в условиях свободного образовательного пространства.

Задачи курса:

научить учащихся воспринимать музейную информацию и музейные предметы, оценивать их как часть истории и культуры, познакомить с основами экскурсионной и поисковой деятельности;

формирование у школьников представления о вспомогательных исторических дисциплинах как о комплексе научных дисциплин, изучающих определенные виды источников, позволяющих исследователю установить исторический факт, доказать его достоверность.

сформировать, закрепить мотивацию выбора гуманитарных предметов.

дать возможность осуществить эвристические пробы в изучаемой области гуманитарных знаний;

помочь учащимся сделать обоснованный выбор профиля обучения.

открытие перед школьниками новых страниц истории, углубление их знаний.

приобщить учащихся к деятельности, интегрирующей музееведческие навыки со знаниями и умениями других гуманитарных дисциплин — литературы, географии, искусства.

Научить применять на практике знания, полученные в процессе изучения элективного курса «Ключи к тайнам Клио».

Используются следующие формы обучения на курсе: лекционные, лабораторно-практические работы, самостоятельно-поисковая деятельность, экскурсии, работа в группах, индивидуальная работа, проектная деятельность.

Применяемые методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, поисковый.

В качестве итоговой формы контроля выставляется зачет по защите проектного задания «ПАМЯТЬ». Темы проекта могут предлагаться учителем истории или быть сформулированы учащимися: «История школы», «История предприятий поселка», «История отдельного лагерного пункта», «Люди в истории», «Семейные реликвии и предания», «Из бабушкиного сундука» (учащиеся могут продолжить работу над выбранной ими темой и принять участие в школьной научно-практической конференции). По форме проектное задание должно быть выполнено и виде стенда или небольшого выставочного комплекса. Предметами исследования могут быть: семейные реликвии (документы, свидетельства, награды, предметы домашнего быта, запись рассказов родственников о своей жизни), изображения школы, фотографии учителей и учеников, атрибуты школьной жизни разных времен (учебники, дневники, чернильницы, тетради, пионерско-комсомольская атрибутика).

В результате изучения данного курса, обучающиеся должны знать/уметь.

Знать:

разнообразие и специфику музейных профессий;

основные термины и понятия, изучаемые в курсе;

направления сбора, классификацию музейных предметов;

функции различных вспомогательных исторических дисциплин.

владеть основными терминами:

— Нумизматика

— Палеография

— Археология

— Топонимика

— Геральдика

— Сфрагистика

— Метрология

— Хронология

— Музей

— Музейный предмет

Уметь:

проводить поиск исторической информации;

систематизировать материалы;

составлять описание исторических источников и коллекций;

использовать в своей деятельности данные различных гуманитарных наук: географии, этнографии, литературы при исследовании и описании исторических источников;

вести беседу, записывать воспоминания;

взаимодействовать при работе в группе;

• использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Для дополнительного обеспечения работы в программу включены:

а) Приложение № 1 — Словарь музейных терминов;

б) Приложение № 2 — Схемы описания музейных предметов.

Учебно-тематический план

Элективного курса «Ключи к тайнам Клио»

п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Лекц. часов

Практ. часов

Формы контроля

1

Музей – хранитель исторической и социальной памяти

1

1

Самостоятельная работа: «Определение профиля и специфики музеев». Работа с иллюстративным материалом и тестами.

2

«Путешествие на машине времени в мир музея» (организационная структура, виды музейной деятельности)

1

1

Творческое задание: «Краткий путеводитель по музею»

3

Феномен музейного предмета

1

1

Практическое задание: «Атрибуция музейного предмета»

4

Нумизматика

( историческая дисциплина, изучающая монетное производство, историю денежно – весовых систем и денежного обращения)

1

1

Лабораторно-практическое занятие

5

Описание музейных предметов, коллекций

1

1

Лабораторно-практическое занятие

6

Палеография

( наука, изучающая внешние признаки рукописных и печатных источников в их историческом развитии)

1

1

Лабораторно-практическое занятие

7

«Малая академия исторических наук» (научно-исследовательская деятельность музеев)

1

1

Практическая работа, проведение беседы и запись рассказов

8

Археология

( наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей – археологическим памятникам)

Топонимика

( историческая наука, изучающая происхождение географических названий)

1

1

Самостоятельная работа: «Описание музейного предмета»

9

Геральдика

( вспомогательная историческая дисциплина, объектом изучения которой являются гербы)

Сфрагистика

( наука, изучающая печати)

1

1

Самостоятельная работа: «Описать герб любого города»

Работа с иллюстративным материалом

10

Метрология

(историческая дисциплина, объектом изучения которой являются меры весов и сыпучих тел)

Хронология

( историческая дисциплина, изучающая системы времяисчисления)

1

1

Тест

11

Музейная студия. Подготовка к защите проектов «ПАМЯТЬ»

1

1

Собеседование и наблюдение

12

Музейная студия. Защита проектов. Подведение итогов курса. Самооценка

1

1

Презентация проектов

Итого:

12

8

4

Урок 1. ВВЕДЕНИЕ. «МУЗЕЙ — ХРАНИТЕЛЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ» (1 час)

Происхождение музеев. Первые национальные музеи. Появление музеев в нашем крае. Профили, типы, виды музеев. Специфика школьного музея.

Урок 2. «ПУТЕШЕСТВИЕ НА МАШИНЕ ВРЕМЕНИ В МИР МУЗЕЯ» (1 час)

Организационная структура музеев. Музейные профессии. Основные функции музея. Виды музейной деятельности. Урок-экскурсия.

Урок З. ФЕНОМЕН МУЗЕЙНОГО ПРЕДМЕТА (1 час)

Особенности и специфика музейных предметов, их классификация: вещественные, письменные, изобразительные, кинофото-документы, фоно — и видеозаписи, компьютерные источники. Основные критерии ценности музейного предмета: научная, художественная и мемориальная значимость.

Реликвия и раритеты. Копии музейного предмета: ксерокопия, фотокопия, новодел.

Атрибуция музейного предмета. Выявление основных признаков музейного предмета.

Урок 4. НУМИЗМАТИКА (1 час)

Работа со словарем музейных терминов. Описание музейных предметов коллекций: нумизматические материалы. Лабораторно-практическое занятие.

Урок 5. ОПИСАНИЕ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ, КОЛЛЕКЦИЙ (1 час)

34

Описание музейных предметов коллекций: нумизматические, фалеристические материалы, изобразительные источники, этнографические источники. Лабораторно-практическая работа.

Урок 6. ПАЛЕОГРАФИЯ (1 час)

Работа со словарем музейных терминов. Описание музейных предметов: паспортов, уведомлений, партийных билетов, Благодарственных грамот и других письменных источников. Лабораторно-практическая работа.

Урок 7. «МАЛАЯ АКАДЕМИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК» (научно-исследовательская деятельность музеев) (1 час)

Экспедиции как способы изучения родного края: рассмотрение основных направлений сбора и изучения краеведческих материалов (этнографических, фольклорных, изобразительных источников, нумизматических предметов, памятных значков и медалей, памятников истории и культуры).

Привлечение данных вспомогательных исторических дисциплин: этнографии, географии, нумизматики, фалеристики.

Методы сбора и фиксации собранных материалов. Запись рассказов и воспоминаний ветеранов и очевидцев событий.

Урок 8. АРХЕОЛОГИЯ И ТОПОНИМИКА (1 час)

Работа со словарем музейных терминов. Описание музейных предметов: (утюгов, самоваров и др. материальных предметов жизни и деятельности людей). Лабораторно-практическое занятие.

Урок 9. ГЕРАЛЬДИКА И СФРАГИСТИКА (1 час)

Работа со словарем музейных терминов. Описание Герба любого города. Работа с иллюстративным материалом.

Урок 10. МЕТРОЛОГИЯ И ХРОНОЛОГИЯ (1 час)

Работа со словарем музейных терминов. Тестовое задание.

Урок 11. МУЗЕЙНАЯ СТУДИЯ. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ПРОЕКТА «ПАМЯТЬ» (1 час)

Анализ собранной информации, отбор наиболее значимых материалов, мотивация выбора, выстраивание общей логической схемы.

Урок 12. МУЗЕЙНАЯ СТУДИЯ. ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КУРСА. САМООЦЕНКА (1 часа) Защита проектных заданий.

Планирование учебных занятий

Урок

Тема

Содержание

Организация учебной работы

1

Вводная часть

Музей — хранитель

исторической и социальной памяти

Организационный момент: знакомство учащихся с расписанием и режимом занятий, системой оценки деятельности.

Требования к ведению рабочей тетради, словаря музейных терминов

Понятие «музей», появление музеев в Кемеровской области. Профили музеев:

-исторический,

-литературный,

естественнонаучные,

-технические,

-театральные,

-музыкальные,

-мемориальные.Школьный музей и егоспецифика

Информационная лекция с элементами беседы. Запись основных положений в рабочую тетрадь учащихся. Начать работу со словарем музейных терминов. При характеристике типов и профилей музеев использовать видео или иллюстративные материалы. Самостоятельная работа «Определение специфики школьных музеев». Работа с тестом

2

«Путешествие на машине времени в мир музея»

Организационная структура музея, основные функции музея, виды музейной деятельности, музейные профессии

Урок рекомендуется провести в музее школы. Познакомить учащихся с подразделениями музеев, с направлениями деятельности музейных работников. Предложить учащимся выполнить творческое задание. Составить путеводитель по музею

3

Феномен музейного предмета

Понятия: «музейный предмет», «экспонат». Особенности и специфика музейных предметов, их классификация: вещественные, письменные, изобразительные, кинофотодокументы, фоно- и видеозаписи, компьютерные источники. Основные критерии ценности музейного предмета: научная, художественная и мемориальная значимость.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика