Элективный курс История русской православной церкви


АННОТАЦИЯ

Предлагаемая программа представляет собой элективный курс для учащихся 9-х – 10-х классов общеобразовательных школ, проявляющих повышенный интерес к изучению отечественной истории и культуры.

Цель и задачи курса – сформировать у подростков понимание истоков современной русской культуры как культуры православной; привить им любовь и уважение к высокой духовности и нравственности русской культуры; способствовать формированию ценностно-нравственных ориентиров у подрастающего поколения.

Данный элективный курс предполагает изучение истории Русской Православной Церкви от Крещения Руси до настоящего времени. Обучающиеся узнают о появлении и развитии института церкви (митрополия, патриаршество, Синод), о монастырях, о русских святых, о главнейших событиях в истории русской церкви. Поскольку история церкви неотделима от истории русского государства, обучающиеся будут изучать историю церкви в контексте политического и культурного развития России, имея уже определённую историческую основу.

Структурно программа состоит из 29 тем, объединенных в 8 разделов, соответствующих периодизации истории Русской Православной Церкви. Объем курса – 34 учебных часа, из них на практические занятия отведено 7 часов. При необходимости можно увеличить. Курс рассчитан на 2 года обучения (9 – 10 класс) по 17 часов ежегодно или на 1 год (10 класс) 34 часа.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время в базовый школьный курс по истории Отечества включены темы, связанные с историей Русской Православной Церкви. Но количество часов, отведённых на освоение данного материала ничтожно мало, оно не удовлетворяет запросов современного общества в специфических знаниях об истории русской православной церкви. Между тем социологи утверждают, что с каждым годом растёт неподдельный интерес различных групп населения, подростков в частности, к религии.

Актуальность курса состоит в том, что он поможет удовлетворить интерес определённой категории подростков к истокам родной, русской культуры, – духовно возвышенной и высоконравственной. Рост преступности в России, бессовестная героизация насилия, обмана, воровства, убийств, разврата практически всеми каналами телевидения и кинематографом, хлынувшей на прилавки «литературой» определенного толка и другие опасные общественные явления превратили проблему нравственного воспитания подрастающего поколения в проблему государственной и общественной безопасности страны. В решение этой актуальной и важной проблемы данный элективный курс, также может внести свой скромный посильный вклад.

Элективный курс по истории Русской православной церкви призван дать обучающимся знание корней и истоков их родной культуры, помочь понять и полюбить историю своего Отечества.

Цель данного курса – через изучение и осмысление исторического пути православия и Русской Церкви, примеров высочайшего духовного подвижничества способствовать духовному пробуждению обучающихся; совершенствовать умения обучающихся вести исследовательскую работу.

Задачами курса являются:

включение обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность;

развитие познавательного интереса к истории в целом и к истории религии в частности;

выявлять и развивать личные способности обучающихся;

ориентировать обучающихся на достижение новых образовательных результатов (относительно себя);

воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры.

Особенностью данной учебной программы является то, что не только знакомит обучающихся с историей развития института Церкви, но и помогает почувствовать то, что составляло духовную основу жизни народа. Благодаря изучению истории Русской Православной Церкви обучающиеся приобретут новые знания об истории Отечества, познакомятся с морально-этическими нормами православного русского общества. Программа раскроет для обучающихся значение и историю главных русских святынь, жизнь и духовный подвиг великих подвижников.

Включенный в программу региональный компонент делает курс более близким и понятным обучающимся, помогает увидеть историю своего края в контексте истории всего русского государства и церкви. Таким образом, главная особенность данной учебной программы в её духовно-нравственной основе, раскрывающей для обучающихся христианский взгляд на любые исторические события и факты.

Курс состоит из трех основных блоков: фундаментального, в котором рассматривается возникновение РПЦ, управление, содержание, отношение с государством и другие стороны деятельности; и двух исторических блоков, в которых излагается краткая история РПЦ с XI века до настоящего времени с наиболее ключевых моментов.

Теоретическая база курса

Разрабатывая свою программу, я проанализировала несколько учебных программ по истории церкви, житиям святых, древнерусскому искусству, творчески переработав некоторые идеи авторов (Боричева Н., Лоевская Л.В., Субачев В.В., Заболотнова Т.И., Спиридонова О.А.) и дополнив их рядом собственных идей, учитывая цели и задачи элективного курса, его многоаспектность. Главной теоретической базой элективного курса являются труды историков русской церкви: Н.М. Никольский «История православной церкви», А.Головатенко «Эпизоды истории русской церкви. XIII – XVIII столетия».

Методы и формы учебной работы

Основные формы занятий – лекция, рассказ, эвристическая беседа; возможно использование проблемно-поисковой формы (семинары), клубной формы (дискуссионный клуб), бесед, диалогов, цитирования и работы с текстами, терминологических диктантов, домашних творческих заданий. Возможны тематические экскурсии в православные храмы и музеи. Доминирующей формой обучения является частично-поисковая, индивидуальная исследовательская деятельность обучающихся, которая реализуется как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы обучающихся, групповая исследовательская деятельность (умение представить результаты совместного труда).

Рекомендуется использование пособий: иллюстраций (исторические сюжеты, памятники архитектуры, живописи, прикладного искусства); икон; фотоальбомов; предметов церковного быта; аудио- и видеозаписей (христианской музыки, духовных песнопений, колокольных звонов, житий святых, фрагментов видеофильмов).

Межпредметные связи, преемственность

Внутренняя периодизация в рамках курса учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учётом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени в рамках двух этапов (VI-VIII и IX классы) и крупных тематических блоков.

Используемые технологии

личностно ориентированной технология С.Якиманской, развивающая технология, технология дифференцированного подхода; НИТИ и ИКТ, игровые технологии.

Здоровьесберегающие технологии: согласно ст.51 Федерального Закона РФ “Об образовании” образовательное учреждение должно создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья детей. Исходя из этого для комплексного решения проблемы укрепления и сохранения здоровья детей на уроках истории необходимо выполнение следующих направлений деятельности:

соблюдение требований к объему учебной нагрузки (в т.ч. домашних заданий);

рациональное чередование учебной нагрузки (учебный режим);

обоснованное применение средств обучения, в т.ч. ИКТ;

использование приёмов психологической разгрузки, разгрузки органов зрения, динамических нагрузок;

соблюдение требований к состоянию учебных помещений (мебель, освещенность, воздушно-тепловой режим);

соответствие обучения возрастным особенностям учащихся;

индивидуально-дифференцированный подход к обучению;

безопасное оценивание (эффективная обратная связь);

создание условий для оценочной самостоятельности учащихся;

доброжелательное, поддерживающее отношение учителя к учащимся;

организация отношений поддержки, сотрудничества, взаимопомощи между учащимися

Формирование ключевых компетенций:

Деятельностные

уметь ставить цель;

уметь находить средства;

уметь подобрать методы и формы;

уметь осуществлять оценку собственной деятельности;

уметь осуществлять анализ, рефлексию деятельности;

Коммуникативные

уметь слушать;

уметь слышать;

уметь быть толерантным;

уметь вести диалог, полилог, монолог;

уметь представить информацию в различных видах;

уметь сопереживать другому;

владеть речеведческой культурой;

уметь дискутировать и защищать свою точку зрения;

понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках (не обязательно на иностранном языке, это может быть язык знаков, язык компьютерной информации и др.);

уметь выступать на публике;

уметь читать графики, диаграммы и таблицы данных;

Информационные

уметь увидеть проблему;

уметь выбрать объект, предмет информации;

уметь определить цель и поставить задачу;

уметь подобрать источники информации;

уметь определить метод и способ сбора информации;

уметь пользоваться различными источниками информации, в том числе интернетом;

понимать и выбирать информацию;

уметь обработать информацию;

уметь освоить информацию;

уметь структурировать информацию;

уметь систематизировать информацию;

уметь представить информацию;

Исследовательские

уметь формулировать гипотезу;

уметь ставить цель исследования, результаты которого подтвердят или, опровергнут гипотезу;

уметь понимать возможность реализации цели (благоприятного для себя);

уметь выбирать методы и средства;

уметь осуществлять анализ, рефлексия;

уметь оценивать собственную деятельность;

уметь сделать вывод (подвести итог);

уметь принимать решение о дальнейшей деятельности;

Учебные

уметь применять знания в нестандартной ситуации;

уметь контролировать и корректировать собственную деятельность;

уметь принимать решение;

уметь переносить опыт из одной области в другую;

уметь связывать воедино и использовать отдельные части знания;

отвечать за качество своей деятельности;

заниматься самообразование

Формы контроля

Промежуточный контроль предполагается осуществлять в конце изучения каждого раздела, проводя небольшие проверочные работы для выяснения уровня восприятия материала учащимися, а в конце курса – итоговое занятие с элементами аналитической работы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Общее кол-во часов

В том числе

теорет. занятия

практ. занятия

Раздел 1. Насаждение христианства и организация церкви

2

2

1.1

Крещение Руси и двоеверие

1

1

1.2

Церковная организация

1

1

Раздел 2. Русская Церковь в Киевский период

4

3

1

2.1

Русь и «Великая схизма» 1054 г.

1

1

2.2

Образование первых монастырей на Руси.

2

1

1

2.3

Распространение монашества и других видов подвижничества

1

1

Раздел 3. Русская Церковь под властью Орды

3

3

3.1

Русская церковь и Золотая Орда

1

1

3.2

Расцвет монашества. XIV в. Св. Сергий Радонежский

1

1

3.3

Новгородская земля и первая ересь на Руси

1

1

Раздел 4. Независимая Московская Митрополия

5

5

4.1

Флорентийская уния. Разделение русской церкви на две митрополии – Киевскую и Московскую.

1

1

4.2

Нил Сорский и Иосиф Волоцкий – две традиции монашества

1

1

4.3

Преподобный Максим Грек – русский богослов

1

1

4.4

Митрополит Макарий – великий просветитель

1

1

4.5

Новые монастыри. Распространение христианства в XVI в.

1

1

Раздел 5. Московский патриархат

3

3

5.1

Начало патриаршества

1

1

5.2



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика