Экологизация курса немецкого языка как средство формирования экологической культуры шко


Шахтори Шахторина Ольга Владимировна

Учитель немецкого языка

МОУ СОШ N 1 г. Камешково Владимирской области

Экологизация курса немецкого языка

Природа — это самая лучшая из книг,

написанная на особом языке. Этот язык надо изучать.

Н. Г. Гарин-Михайловский

В связи с введением ФГОС главным результатом образования является воспитание гражданина России. Как стать гражданином мира и остаться гражданином Отечества?

Стандарты второго поколения ориентированы на становление личностных характеристик выпускника. Одной из характеристик выпускника является:

«- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды» [1] .

В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования обозначено кроме всего прочего, что «Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях…»[1]. Экологическое образование стало неотъемлемой составной частью содержания основного, среднего, специального и высшего образования.

Хорошо известно, сколь огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом обладает иностранный язык как учебный предмет. Иностранный язык как действенный фактор социально-экологического, научно-технического и общекультурного прогресса общества и как средство общения обладает и определёнными возможностями в плане экологического воспитания.

1. Экологическое образование и воспитание школьников является одним изнаправлением деятельности нашей школы, поэтому каждый учитель – предметник дополнил тематическое планирование экологическим содержанием.

2. Учебный предмет «немецкий язык» располагает большими возможностями экологического воспитания. В УМК под редакцией Бим И.Л. по немецкому языку для средней общеобразовательной школы уровень разработки экологической проблематики зависит от этапа обучения: если на начальном этапе это отдельные ее элементы, то на среднем и старшем этапах она присутствует в достаточно большом объеме, что позволяет решать практические, образовательные и воспитательные задачи на более высоком уровне.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для заложения основ формирования экологического восприятия действительности. Темы учебных занятий первых лет обучения иностранному языку — такие как «Моя семья», «Погода», «Мой дом», «Животные», «Школа» и др. напрямую связаны с целями и задачами экологического образования. Во 2- 4 классе в рамках ФГОС, учитывая уровень владения языком и возрастные особенности школьников, организуется учебный проект «Моё любимое животное», в котором дети представляют животное, за которым они ухаживают, его особенности, предпочтения, манеру поведения. Цель этого проекта – формирование личностных УУД, привлечь внимание ребенка к «братьям нашим меньшим», сделав акцент на дружелюбии животных и их зависимости от человека.

Специфическими формами организации общения младших школьников являются игровые технологии. Значение игры в жизни младших школьников очень велико, поскольку она вместе с учением служит в этом возрасте действенным способом познания окружающей действительности.Применение игровой деятельности учащихся на уроках немецкого языка возможно и в целях экологического воспитания. Особенностью организации экологического образования в игровой деятельности школьников является то, что большинство игр ориентированы на ознакомление учащихся с природой. Экологические игры направлены на формирование положительного отношения учащихся к животным и растениям через эмоциональные реакции. Но так как игра, содержащая экологическую направленность, способствует формированию положительного отношения, она является мощным средством обучения и воспитания ответственного отношения к природе.

Ещё одним вспомогательным средством в экологическом образовании и воспитании школьников на уроках иностранного языка является демонстрация сюжетов видеофильмов, презентаций о природе, животных и птицах. Аудиовизуальный метод является одним из ведущих вспомогательных методов обучения иностранному языку. Он обеспечивает наглядность, яркое эмоциональное представление учебного материала, создаёт образ предмета обучения, обладает высокой информативностью, а также даёт возможность учащимся получить адекватное представление об иноязычной речи. Использование народных примет, пословиц на уроках иностранного языка также играет большую роль в экологическом образовании учащихся и формировании социокультурной компетентности.

Если на начальном этапе обучения учащиеся знакомятся только с отдельными элементами экологической проблематики, то на среднем и старшем этапах она присутствует в достаточно большем объёме, что позволяет решать практические общеобразовательные и воспитательные задачи на более высоком уровне.

Лексический материал, обслуживающий экологическую проблематику увеличивается из года в год, на каждом этапе обучения. Расширяется сочетаемость лексического материала. От описаний природы на начальном этапе учащиеся переходят к высказыванию своих оценочных суждений, своего мнения по поводу обсуждаемых проблем.В 5 классе учащиеся знакомятся с лексикой на экологическую тему: Земля, Солнце, природа, опасность, загрязнять, содержать в чистоте и другой. Получают информацию из текстов о том, что наша планета в опасности. Учащиеся составляют сообщения на данную тему, делают рисунки. Ученики 6 классов готовят сообщения о любимом времени года, учат стихи и песни, готовят учебный проект – «Моё любимое время года».В 7 классе проводятся: экологический урок-конференция по теме «Заботимся вместе о нашей планете Земля», конкурс плакатов с экологической тематикой.Экологические вопросы решают и учащиеся старших классов (8 – 9 классы). Учащиеся 8 класса при изучении темы «Путешествие в Германию» знакомятся с живописными местами Германии: горы Гарц, Тюрингский лес, Шварцвальд, Боденское озеро – это не только любимые места отдыха немцев, но и экологически чистые зоны. Продолжается разговор о чистоте рек и водоёмов, зон отдыха. Проводится конкурс презентаций «Экологические проблемы Рейна».

Тема природы и окружающей среды хорошо вписывается в урок, когда на помощь приходит поэзия. В начальных классах — это небольшие стихи, рифмовки, считалки, на старшей ступени- немецкая классика Гёте, Гейне, Шиллера. Учащиеся учат стихи или отрывки наизусть, отвечают на вопросы, отыскивают экологическую лексику, находят главную мысль поэтического произведения. Ежегодно проводится школьный конкурс на лучший художественный перевод немецкой поэзии. Принимая участие в областном конкурсе юных переводчиков, учащиеся сами становятся немного поэтами, немного фантазёрами, переводя немецкие поэтические произведения о природе на родной язык. Вызывает интерес у девятиклассников тема «Проблемы сегодняшней молодёжи». Разговор идёт о вредных привычках: курении, алкоголе, наркотиках, которые наносят вред не только организму человека, но и окружающей среде. По теме « Здоровый образ жизни» проводится конкурс плакатов. В 10-11 классах основным направлением работы является изучение глобальных проблем современного мира и приложение этих знаний к конкретной ситуации. Учащиеся создают презентации по темам «Глобальные проблемы экологии», «Экологические проблемы родного края».

Таким образом, задача учителя иностранного языка – заинтересовать школьников экологическими проблемами, используя всевозможные формы и методы образования и воспитания. При работе над экологизацией учебного предмета «Немецкий язык» сложилась система экологического образования и воспитания учащихся. В начальном звене наиболее продуктивны игровые технологии, драматизация и инсценирование. На среднем и старшем этапе обучения немецкому языку эффективно использование проектного метода, информационно-коммуникационных технологий.

Подготовка поколения высокой экологической культуры — насущнейшая потребность общества, и поэтому учебный предмет «немецкий язык» позволяет внести определенный вклад в решение этой проблемы и дает возможность учащимся для реального применения языка в общении с единомышленниками как в внутри страны, так и с выходом на международную арену.

Литература:

Бим И.Л. и др. Учебники по немецкому языку. 2-11кл. Москва, Просвещение, 2012

Бим И. Л. Творчество учителя и методическая наука// Иностранные языки в школе.-1988.-№4.-с. 10.

Серебрякова Н.А. Экологическая тема на уроке немецкого языка

// Иностранные языки в школе.-1999.- №4

Стандарты среднего полного образования. [Электронный ресурс.] URL: http://standart.edu.ru






See also:
Яндекс.Метрика