Экологическое воспитание в младшем школьном возрасте


Тема реферата:

«Экологическое воспитание в младшем школьном возрасте».

Учитель: Золотых Е.В.

ГБОУ СОШ №313

2009 год

Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание.

На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования. Человек- единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительно развивающего прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике ,медицине, космосе ,накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях. Большинство людей нашей цивилизации совершенно лишены всяких экологических знаний и навыков. Древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением и деятельностью они лучше «сотрудничали» с окружающей средой. Уничтожая собственную среду обитания, люди тем самым заставляют себя задумываться над простыми вопросами о питании, одежде, и вместе с тем над сложными вопросами -как сохранить природу? Чтобы ответить на эти вопросы, нужна экологическая грамотность всего населения. Ученые-экологи и небольшие группы людей ,которые занимаются проблемами экологии, не решат глобальной проблемы всего общества, потому как с природой, с естественными местообитаниями постоянно контактируют все люд и Земли, и среду от нарушающих контактов не уберечь.

Потерю экологической грамотности, заключающуюся в культуре народа, возможно возродить воспитанием и образованием. Особое место на пути развития личности принадлежит этапу обучения в начальной школе. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте ребенок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его любознательность. В период обучения в начальных классах ребенок учится, и в этот период, стоит еще раз отметить, легче привить ему экологические знания, умения, научить любить природу, беречь ее. Поэтому, особая и значимая роль в экологическом воспитании и образовании принадлежит учителю начальных классов.

Работа по экологическому воспитанию проводится как на уроках, так и во внеурочное время. На начальном пороге обучения детям, прежде всего, даются знания о мире людей и мире природы, как ближайшем окружении самого ученика и это очень важно, так как эти элементарные знания должны обеспечить ученику естественные, социальные и познавательные потребности. Ребенок через окружающий мир должен познать разнообразие форм, красок ,различных проявлений, состояний природы, животный мир, мир растений, сезонные изменения, свое важное и значимое место в этом мире.

Главной и неотъемлемой составляющей экологического воспитания и образования младшего школьника является определенная выработанная система занятий.

Системный подход по экологическому воспитанию детей позволяет:

-установить более тесные связи между познанием природы и познанием социальной жизни;

-обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего нас мира природы (как внутри начальной школы, так и со средней школой);

-создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок;

-расширить экологические представления младших школьников, конкретизировать их на доступных примерах из окружающей жизни;

-углубить теоретические знания в области экологии;

Формировать ряд основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников первичные знания экологии как науки;

-обеспечить более широкую и разнообразную практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.

Исходя из этого, принципиально важно в сотрудничестве с детьми применять разнообразие форм и методов работы по экологическому воспитанию.

В заключении стоит отметить, что системная работа по экологическому воспитанию и образованию детей младшего школьного возраста, обязательно реализует свои задачи. В сознанииребенка закрепятся знания, правила построения мира, понимание природных явлений. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, потому как даже простейшие экологические знания помогут ему правильно оценивать результаты своего влияния на природные объекты. Важно, чтобы в младшем школьном возрасте у него закрепилась в сознании достаточно полная информация о природных закономерностях- экологических правилах.

Анализ теоретической и методической литературы по проблеме экологического воспитания младших школьников позволяет сделать следующие выводы.

Проблема экологического воспитания существовала и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти проблемы появятся позже и не останутся незамеченными.

Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно полезной работы по охране природы.






See also:
Яндекс.Метрика