Экологическое воспитание на уроках иностранного языка


Экологическое воспитание на уроках иностранного языка

Воспитание экологической культуры у современных школьников – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью. Для того чтобы сегодня выжить (в буквальном смысле этого слова) и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть новыми экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим их миром. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, в частности урокам иностранного языка, которые также должны формировать экологическую культуру, эстетическое отношение к природе, развивать любовь к ней и чувство ответственности за её состояние.

Проблемный Совет по экологическому образования Российской академии образования предложил концепцию общего среднего экологического образования и воспитания школьников. Основной мыслью которой является формирование у всех выпускников экологической грамотности В соответствии с социальным заказом общества перед школой стоит сегодня задача «формирования качеств личности, её направленности, которые бы обеспечили использование творческих потенций в интересах решения глобальных проблем человечества». Разработка новых технологий в промышленности и сельском хозяйстве будет осуществляться теми, кто сидит сегодня за школьной партой. От них будет зависеть облик нашей планеты и решение самой глобальной проблемы выживания человечества

Человек в общении с природой с первых лет жизни. Любовь к природе – могучий источник творческих сил, радости жизни, благородных чувств. Французский писатель А.Стендаль утверждал, что именно природа была для него основным побудителем к творчеству. Он писал: “Я с утонченной чувствительностью искал красивых пейзажей; исключительно ради этого я путешествовал. Пейзажи были смычком, игравшим на моей душе …” Красота природы побуждала писателя к творчеству, будила высокие помыслы. Он рассказывал, как мальчиком был близок к совершенному счастью при одном взгляде на красивый пейзаж.

Сегодня. Мы дышим грязным воздухом, ходим по серому снегу, купаемся в мутных реках. А так хочется, чтобы наши дети видели ясное синее небо, жмурили глаза от искрящегося на солнце белого снега, а летом видели дно рек, озер сквозь чистую воду. Что же для этого нужно сделать?.

Таким образом, в содержании социально-экологического образования на уроках иностранного языка выступает с одной стороны, определённая информация о сущности явлений и процессов действительности, а с другой стороны необходимость выработки определённого положительного отношения к этой действительности.

В любом учебнике по английскому языку обязательно присутствует один или несколько разделов, посвященных проблеме окружающей среды и раскрывающих различные аспекты этой темы в соответствии с возрастом обучающихся и их уровнем владения языком.

Обобщение этих разделов с привлечением ресурсов Интернета, дополнительных учебных пособий на эту тему, а также собственных разработок позволяет выстроить последовательную систему экологического образования учащихся на уроках английского языка

Начальная школа.

Темы учебных занятий первых лет обучения иностранному языку — такие как «Погода», «Мой дом», «Животные. напрямую связаны с целями и задачами экологического образования.

учителю достаточно связать и насытить тематику уроков экологическим содержанием. Во 2-3 классе, учитывая уровень владения языком и возрастные особенности школьников, организуется проект «Мой питомец» (My Pet), в котором дети представляют животное, за которым они ухаживают, его особенности, предпочтения, манеру поведения.Цель этого проекта – привлечь внимание ребенка к «братьям нашим меньшим», сделав акцент на дружелюбии животных и их зависимости от человека.

В 4-м классе ученики представляют проект «Кто самый быстрый?» (Who is the fastest?), в котором сравнивают различных диких животных, предварительно изучив их образ жизни, среду обитания, физические особенности и характерную внешность. Цель проекта – ознакомить обучающихся с особенностью жизни животных в дикой природе. И проект – «Моё любимое время года».Цель этого проекта – развитие творческих способностей детей, воспитание бережного отношения к природе и окружающему миру. . По статистике, Россия удерживает 2-е место в мире по численности домашних животных. В каждой третьей семье живут питомцы В рамках проекта Домашний зоопарк ребята собрали информацию о том, какие животные чаще всего становятся домашними питомцами.

Средняя школа.

Если на начальном этапе обучения учащиеся знакомятся только с отдельными элементами экологической проблематики, то на среднем и старшем этапах она присутствует в достаточно большем объёме, что позволяет решать практические общеобразовательные и воспитательные задачи на более высоком уровне Лексический материал, обслуживающий экологическую проблематику увеличивается из года в год, на каждом этапе обучения. Расширяется сочетаемость лексического материала. сложные речевые поступки. От описаний природы на начальном этапе учащиеся переходят к высказыванию своих оценочных суждений, своего мнения по поводу обсуждаемых проблем.

В 6-м классе ученики работают над проектом «Животные в опасности» (Animals in Danger). Работа над проектом занимает 3-4 недели и предполагает знакомство с проблемой исчезающих видов животных с акцентом на роли человека, красной книгой, мерами по спасению вымирающих животных, организациями, занимающимися этой проблемой. Дети с удовольствием учат стихи о природе, о животных, о большой и доброй планете Земля. Подбираются соответствующие тексты и рассказы – загадки. но здесь делается акцент на программах помощи вымирающим животным, в частности, организации мероприятий по приспособлению животных, родившихся или находившихся в неволе, к дикой природе, цирке заповеднике создании заповедников и национальных парков и т.д.6.

7кл.- дети готовят сообщения о любимом времени года, учат стихи, слушают музыку. Семиклассники готовили выступление о том, в какой опасности наша планета Земля. Загрязнение воды и воздуха, уничтожение лесов и исчезновение животных – это важные экологические проблемы. Учащиеся приводили примеры на затронутую тему, из текстов, подобранных заранее.

8кл.«Зеленые» в Соединенном Королевстве (Green in the UK).

Учащиеся знакомятся с экологическими традициями Великобритании, в частности, праздновании Дня Окружающей Среды (5 июня) и о том, какие мероприятия в этот день проводятся, о разделении мусора, о гостиницах для животных, колокольчиках на шеях у кошек, и так далее. 4. Наш район (Local Area). Получают информацию из текстов о том, что наша планета в опасности. Чтобы сохранить её, нужно охранять леса и парки, бороться с мусором, содержать в чистоте города и деревни. Учащиеся составляют сообщения на данную тему, делают рисунки

Улицы немецкого города длинные, широкие и чистые. Немцы любят порядок.Как содержим мы свои улицы и дворы? Об этом разговариваем с учащимися, изучая тему «Где и как живут здесь люди?».

Старшая школа

В старшей школе основным направление работы является изучение глобальных проблем современного мира и приложение этих знаний к конкретной ситуации и окружению ребенка

Помоги нашей планете (Save our Planet).Ученики изучают международный опыт по созданию юношеских экологических движений и организаций.Цель проекта — привлечь внимание обучающихся к важности сохранения биологического разнообразия.

В 9-м классе ученики работают над проектом «Глобальное потепление» (Global Warming) и его (Cars and Roads in our Region). В этом проекте учащиеся, привлекая знания по биологии и химии, изучают влияние выхлопных газов на здоровье людей, а также планируют мероприятия по снижению загрязнения воздуха, включая более разумное планирование дорог и зеленых зон.Целью этого является формирование у детей экологического сознания, действенного отношения к природе и воспитание экологической культуры.

«Город моей мечты» В этой работе дети описывают воображаемый город, уютный и комфортный для жизни. В этом городе машины работают только на экологичном топливе и передвигаются по воздуху, а улицы города отданы велосипедистам и пешеходам. В большом парке много животных и птиц, которые не боятся людей, а по чистой речке приятно плавать на лодках и небольших корабликах. Таким образом, дети реализуют свою мечту о возможности дружелюбного сосуществования природы и человека.

В 10-11 классе -«Глобальные проблемы». Наша планета в опасности. Кислотные дожди, загрязнение воздуха и воды, озоновая дыра, уничтожение лесов и животных – всё это может привести к катастрофе. Что же нужно сделать, чтобы защитить природу? Какое участие принимают в этом дети? Они могут заботиться о лесе и животных в нём, следить за чистотой улиц, дворов, своего жилища,– основное содержание темы «Заботимся вместе о нашей планете Земля».. «Я здесь живу» (I live in the area).«Экологические катастрофы» (Ecological Catastrophes). Может ли человек быть истинно добр к людям и жесток к животным? Можно ли согласиться с тем, что человек, избивающий беззащитное животное оказывается чутким, сердечным, сострадательным к людям?

Находят ли животные и вообще живая природа сострадание в вашем сердце?

. Ученые-биологи предлагают сформулировать для молодого поколения заповедь: «Не губи зря ни растения, ни животного! Помогай им расти и жить!» Согласны ли вы с этой заповедью?

Проводится ли в вашей школе работа по охране природы? Принимаете ли вы в ней участие?

. Известны ли вам факты варварского отношения к природе в среде ваших одноклассников и сверстников?

Хотелось ли вам заниматься проблемами окружающей среды на занятиях экологического кружка на иностранном языке?

Задачами этого курса являются:

1) Воспитание в подростке способности воспринимать чужую боль и желания откликнуться на нее.2) Развитие умения стратегически мыслить, решая масштабные задачи возрождения страны.3) Осознание себя членом мирового сообщества, где все взаимосвязано. 4) Воспитание уважения к себе как к личности, способной влиять на порядок вещей и менять его к лучшему.

В общении в доступной возрасту учащихся форме фигурируют мировоззренческие проблемы, способствует попыткам ребят решать их самостоятельно. Содержание общения в процессе жизнедеятельности коллектива расширяет видение мира учащимися, способствует познанию ими различных сторон социальной действительности, человеческих отношений, помогают им формировать собственную позицию в мире. должны осознавать свое предназначение, кто они в окружающем мире, каково их место и роль в охране и защите всего живого на Земле.






See also:
Яндекс.Метрика