экологическое воспитание младших школьников_45178


Экологические экскурсии.

Главная задача экологического воспитания – формирование системы экологических знаний у учащихся младших классов. Одна из сложностей этого процесса – понимание структуры причинно-следственных связей при изучении сезонных изменений в природе. Ответственный этап этого процесса в подготовке и проведении сезонных изменений в природу. Сезонные затруднения в этом случае возникают из-за отсутствия таблиц, отражающих систему сезонных изменений неживой природы. Но многообразие отдельных метеорологических данных или таблиц, используемых обычно для изучения сезонных изменении в природе, создаёт некоторые трудности для представления целостной картины этих изменений.

Успешность экологического образования на начальном этапе во многом зависит от возможностей использования в учебных целях природного окружения. Учёными всего мира признано, что сокращение жизни на планете зависит от изменения системы ценностей и поведения каждого жителя Земли. Осознание окружающей среды как ценности особого рода, обладающей способностью жизнеобеспечения, эстетическими, практическими и другими качествами, происходит на основе развёртывания знаний об окружающей среде. Ценностное восприятие среды создаёт предпосылки для формирования потребности бережного обращения с природными объектами.

Довольно частое посещение природных объектов позволяет младшим школьникам визуально, без предварительных разъяснений со стороны учителя, зарегистрировать те нежелательные преобразования, которые происходят в результате загрязнения. Учащиеся понимают, что наиболее сильно на окружающую среду влияют три вида загрязнения, связанные с добычей и переработкой сырья, производством пищи и развитием транспорта. Накопление загрязнений, обусловленное промышленной, транспортной и сельскохозяйственной деятельностью человека, усиливается в связи с ростом численности городского населения, которое сопровождается разрастанием территорий пригородных свалок. Все названные причины приводят естественные компоненты среды к деградации и разрушению.

Сведения об ухудшении экологического состояния в области должны доводиться до сведения школьников и особенно учащихся, занимающихся туристско-краеведческой работой и экологическими экскурсиями. Таким образом, определились образовательные и воспитательные задачи, которые сводятся к следующему:

— углубление и расширение эколого-краеведческих знаний;

— привитие первоначальных эколого-туристических навыков и умений: поведенческих, познавательных, преобразовательных;

— формирование навыков исследовательской работы;

— развитие познавательной, творческой и общественной активности учащихся в ходе экологической деятельности;

— воспитание чувства бережного отношения к природе родного края.

В стандарте начального общего образования по окружающему миру записано, что учащиеся к окончанию начальной школы должны понимать связи живой природы, называть явления природы, особенности времён года. Кроме того, они должны уметь наблюдать природу, сравнивать свойства наблюдаемых объектов; узнавать в природе основные формы поверхности, водоёмы, полезные ископаемые, узнавать и сравнивать растения, грибы, животных ближайшего окружения, природные сообщества родного края. Исходя из данных требований, особое внимание я уделяла приобретению учащимися различных специальных навыков и умений: наблюдать природу, фиксировать и обрабатывать наблюдения, самостоятельно изучать, объяснять и предсказывать явление живой и неживой природы, ориентироваться на местности, читать план местности, карту и др.

Названные умения учащиеся приобретают, прежде всего, во время экскурсий в природу. В разных программах по предмету «окружающий мир» количество экскурсий меняется, но во всех программах они являются обязательными.

Никакой урок в стенах класса не может заменить живого общения с природой. Непосредственное восприятие природного окружения развивает у младших школьников интерес к его изучению, воспитывает любовь к родному краю. Во время экскурсий учащиеся наблюдают красоты природы, прислушиваются к её звукам, видят разнообразие природного окружения, узнают много интересного и поучительного о законах природы.

Во время экскурсий учащиеся проявляют активность, интерес к наблюдаемым предметам и явлениям природы, хорошее усвоение учебного материала, и всё это происходит потому, что исследовательский подход больше соответствует природе ребёнка. В исследовательской экскурсии акцент ребёнка на новизну, т.е. любопытство и любознательность. В окружающей среде, несмотря на постоянное с ней соприкосновение для ребёнка многое остаётся неизведанной тайной. Современные дети оказываются несведущи в близком им природном окружении: не умеют отличить сосну от пихты, ворону от сороки, клеща называют насекомым, хищников представляют в виде злых чудовищ, жабу считают вредным животным и т. д.

Можно с уверенностью сказать, что экскурсионные наблюдения помогут детям по-новому посмотреть на многое, с чем они раньше встречались, но не обращали внимания или воспринимали как предрассудки местных поверий.

Много было отмечено, что экскурсии лучше всего проводить в начале октября, феврале, марте и в мае. Экскурсии желательно проводить в парках, на пришкольных участках один-два раза в год в лесу, на лугу.

На экскурсии можно исследовать одновременно различные предметы и явления природы, поэтому в начальной школе, как правило, используются экскурсии, смешанные по содержанию, но возможны и тематические (сезонные, биологические, экологические и т.д.). Знания даются не в готовом виде, а добываются самостоятельными усилиями детей, а затем уточняются и закрепляются на уроке.

Я заранее определяю место и объект исследования, прохожу по маршруту, отмечаю места остановок. При разработке маршрута важно выбрать постоянные участки, которые становятся базой для проведения всех экскурсий. На таких экскурсиях учащиеся легко устанавливают причинно-следственные связи между живой и неживой природой.

Учащиеся до экскурсии делятся на группы по 4-5 человек, в каждой из которых выбирается руководитель. Совместная деятельность младших школьников способствует развитию коллективизма, формированию ответственности за собственную работу и деятельность каждого в группе. Группа готовит необходимое оборудование для проведения наблюдений и исследований природы: термометр, компас, совок-копалку, лопату с коротким черенком, корзинки для сбора природного материала, папку для гербария листьев деревьев, кустарников и травянистых растений, лупу, фотоаппарат, полевой дневник, карандаш и ручку, точилку и ластик.

За неделю до экскурсии учащиеся на уроке по окружающему миру знакомятся с задачами предстоящей экскурсии, маршрутом и планом экскурсии, с оборудованием и приёмами работы с ним, записывают содержание заданий в полевой дневник или знакомятся с заданиями по заранее отпечатанному листку-инструкции. По дороге к месту экскурсии можно организовать конкурс юных натуралистов и множество других конкурсов, определяя победителей, подводя итоги и награждая команды.






See also:
Яндекс.Метрика