Экологическое воспитание младших школьников_45165


Экология – это наука об окружающей среде («эко» — дом, жилище, «логос» — наука изучения).

Экология, как форма общественного сознания, является частью биологической науки, изучающей закономерности взаимодействия внутри фауны и флоры, их представителей между собой и с окружающей средой.

Среда обитания человека – это мир природы, поэтому человек должен быть заинтересован в сохранении гармонии, целостности и чистоты природы. Однако, человек активно вмешивается в естественные природные процессы, нарушает их, использует богатства природы в своих личных интересах. Эта деятельность бесконтрольная, в результате нее наносится непоправимый ущерб окружающей среде, которая ставит под угрозу саму жизнь человека. В настоящее время существуют как региональные, так и глобальные (всемирного масштаба) экологические проблемы.

Для решения этих проблем необходимо усилие всего мирового сообщества, только такие усилия могут предотвратить загрязнение атмосферы, гибель мирового океана и предотвратить неразумное использование земных недр. Кроме этого каждая отдельная страна должна проявлять заботу о сохранении окружающей среды в своем регионе: следить за чистотой воздуха, бороться с исчезновением лесов, не загрязнять реки и водоемы, способствовать культуре земледелия.

Поэтому одной из важнейших задач в современной школе является формирование у детей экологического сознания.

Экологическое сознание включает в себя факты, сведения, выводы, обобщения о взаимоотношениях, происходящих в мире животных и растениях, в сфере их обитания и в целом в окружающей среде.

Экологическое сознание выполняет ряд важнейших функций:

Просветительская. Помогает школьникам осознать природу, как среду обитания человека, и как эстетическое совершенство. Подрастающему поколению внушается мысль о необходимости использования экологических знаний в целях сохранения природы и предотвращения необратимого нарушения экологического равновесия.

Развивающая. Реализуется в процессе формирования у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать закономерные связи, существующие в мире растений и животных, делать обобщения и выводы относительно состояния природы для разумного взаимодействия с ней.

Воспитательная. Проявляется в формировании учащихся нравственного и эстетического отношения к природе. Воспитание чувства долга, патриотизма, стремление беречь родную природу и любовь к ней.

Организующая. Она заключается в стимулировании активной природоохранительной деятельности школьников. (Выражается: школьники делают кормушки, скворечники).

Прогностическая. Заключается в умении предвидеть последствия тех или иных действий человека в природе

На основе экологического воспитания формируется экологическая культура школьников.

Система экологического воспитания реализуется на уроках естественно — научного, гуманитарного, эстетического цикла, а так же во внеклассной работе.

Цель системы – развитие экологического сознания детей, как совокупности знаний, мышления, чувств и воли, формирование экологической культуры, готовности к активной природоохранительной деятельности.

Задача экологического воспитания реализуется на уроках природоведения, ознакомления с окружающим миром (в начальных классах), а так же на уроках биологии, географии, химии, физики (в старших классах).

На уроках природоведения, окружающего мира, биологии, географии школьники узнают, что такое экологическое равновесие, как растения, насекомые, птицы, животные, леса и поля, недра земли и атмосфера взаимодействуют друг с другом, создают благоприятные условия существования.

Например: муравьи, как санитары леса; насекомые, как пища для птиц; дети узнают, что лес очищает воздух, защищает почву от выветривания и эрозии; снег укрывает поля и питает их влагой, разлив рек создает пойменные луга.

Познание таких связей помогает детям узнать о равновесии в природе, о ее единстве.

На уроках гуманитарного цикла, таких как литература, история, обществоведение, основы государства и права, дети узнают о недостатках природоохранительной работы в обществе, о законодательстве, регулирующем отношения к природе.

Предметы эстетического цикла раскрывают эстетическую сущность природы, ее неповторимую красоту, оказывающую огромное влияние на человека.

Большие возможности для экологического воспитания существуют на уроках общественно – полезного труда природоохранительного характера: работа в школьных лесничествах, насаждение защитных полос, очистка парков, садов и скверов. Сюда можно отнести работу отрядов санитарной охраны среды, групп скорой помощи птицам и диким животным зимой или в половодье.

Большие возможности экологического воспитания раскрываются в туристической – краеведческой работе: дети учатся правилам поведения в природе, в местах отдыха, в лесах, в полях, на реках, учатся вести наблюдения за состоянием природы, накапливать впечатления для художественного творчества.






See also:
Яндекс.Метрика