Экологическое воспитание младших школьников_45162


МОУ «СОШ» п. Подтыбок

Тема: « Экологическое воспитание младших школьников »

Разработка учителя начальных классов

МОУ «СОШ» п. Подтыбок

Макаровой Ольги Васильевны

Краткая аннотация.

В начальной школе формируются основы экологической культуры. Во внеурочной работе учитель имеет большие возможности для организации обсуждений экологических проблем. Школьники относятся с большим интересом к этому вопросу, с азартом ищут выход из положения. Поэтому главная цель — убедить учащихся в необходимости бережного отношения к окружающей среде и природе в целом, дать детям экологические знания, прививать экологическое мышление, сформировать основы экологической культуры.

2013год.

Цель и задачи выступления:

-раскрыть сущность экологического воспитания;

-показать систему работы по данной теме.

Введение.

2013 год объявлен в нашей стране годом охраны окружающей среды, поэтому тема «Экологического воспитания» особенно актуальна.

В настоящее время вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого — экологическая безответственность. В связи с этим необходимо больше уделять внимания данной теме уже с начальных классов. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы учебной и внеклассной деятельности детей.

Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, « природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества». Он неоднократно отмечал, что «сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства».

Экология — наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.

Под экологическим воспитанием понимается формирование экологической культуры. Слайд № 2.

Выделяют следующие условия экологического воспитания:

Первое- воспитание должно проводиться в системе.

Второе- нужно активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране природы.

Определены принципы экологического воспитания:

связь с живой природой;

принцип полезности;

принцип разнообразия; Слайд №3.

Основная цель экологического воспитания: способствовать углублению и расширению экологических знаний у детей.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

содействовать познавательной, творческой активности школьников в ходе экологической деятельности;

формировать чувства бережного отношения к природе.

Предполагаемые результаты экологического воспитания:

вовлечение школьников в дела среди природы, которые формируют убеждения, речь, волю, характер. Слайд №4.

Экологическое образование создаёт возможности для осуществления межпредметных связей. В начальной школе учитель практически все предметы ведёт сам, поэтому тема экологии может прозвучать на всех уроках.

Основная часть.

В курсе предмета «Окружающий мир» уделяется большое внимание формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. Учащимся разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой — одна из важнейших мер охраны природы. Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе занимают экскурсии, прогулки. Они проводятся с целью ознакомления и изучения растительности окружающей местности, выявления их особенностей. Так, на одной из осенних прогулок за природным материалом, мы с детьми нашли необычную елочку с кривой ножкой и еловую ветку. Вначале ветку определили как гнездо. Но гнездо висело на елке вниз, как люстра. Видимо, с растениями что-то произошло, может быть поломались или что-то помешало им расти. Но они приспособились к жизни в новых условиях, и получилось такое чудо. Слайд №5-6.

На уроках Окружающего мира со 2 класса мы знакомимся с «Красной книгой России». Параллельно познакомились и с «Красной книгой Республики Коми». Об исчезающих представителях решили узнать побольше. Эта работа выполнялась во внеурочное время в библиотеке, дома. Как вы видите, некоторые работы выполнены в печатном варианте. Это работа детей, у которых есть компьютер, интернет, принтер. И без помощи родителей конечно не обошлось. Слайд № 7-8.

Содержание экологически ориентированной трудовой деятельности учащихся зависит от возрастных особенностей ребят. Школьникам начальных классов доступны такие практические дела: приготовление корма для птиц и их кормление, изготовление кормушек. Мы включились в акцию «Помоги птицам зимой». Слайд №9.

В учебной деятельности обучающихся основное внимание уделяется связи деятельности в природе с обучением русскому языку. Развитие языка и речи школьников, работа с произведениями литературы позволяет глубже раскрыть школьнику духовную ценность природы. После участия в акции, на уроках русского языка была проведена подготовительная работа к написанию сочинения: «Как помочь птицам зимой ». Вот некоторые строчки: « Мы решили сделать кормушки. И повесили их около школы на куст сирени. Из ягод сделали бусы, повесили корм. Приятного аппетита , птицы!» Есть сочинения от лица птиц: « Здравствуйте, меня зовут синичка. Пришла холодная зима. Еды нет. А кушать хочется. Однажды я летела мимо школы и увидела кормушки. А там еда. Вкусная. Это мне приготовили ребята». Слайд № 10.

Детям работа понравилась, и мы решили участвовать в конкурсе сочинений о воде. Это работы о воде – путешественнице. Слайд № 11.

Учитель должен стимулировать обучающихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, развивать творческое мышление, формировать исследовательские навыки. Нами была проведена исследовательская работа «Луковые слезы». Цель данной работы: найти ответ на вопрос- почему мы плачем, когда чистим лук и можно ли избежать слез?

В планируемом результате обучающийся запомнит: структуру учебно-исследовательской деятельности; основные источники поиска необходимой информации; способы обработки и презентации результатов; расширит свои знания о растении (об истории, о разнообразии, о полезных свойства, о причинах слез и как их избежать) Трудолюбие, ответственность, самостоятельность — такими качествами личности овладевают обучающиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Слайд №12.

Очень нравятся детям уроки ИЗО. Работа с различными художественными материалами увлекает, захватывает. В итоге получаются интересные работы.

Две девочки стали участницами межрегионального конкурса «Экология глазами детей», участвовали в конкурсе плакатов «За чистую землю» и фотоконкурсе «Мое любимое животное». Слайд №13-14-15.

Уроки технологии и внеурочная деятельность по этому предмету способствуют расширению знаний учащихся о практическом применении тех вещей, которые нужно выбросить в мусор — так называемый бросовый материал. Даем «вторую жизнь обложкам для книг» — сделали цветы к 8 марта, работаем с остатками пенопласта «Панно снегирь». Конечно, не нужно забывать и работе с природным материалом: фасоль, семена растений. Из мешков для мусора сделали фигуры, проведена проектная работа по созданию календаря .Слайд №16,17,18.

Из картинок со старых журналов «Непоседа» сделали коллективную работу коллаж: «Эта удивительная природа». Здесь собран материал о необычных растениях: хлебное дерево, росянка, земляной орех. А также же можно разгадать кроссворд и запомнить необычные скороговорки о природе. Слайд № 19.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие

выводы.

На основе накопления знаний, получаемых из разных предметов, младшие школьники подводятся к мысли, что природа — среда и необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается красотой природных объектов, занимается спортом, трудится; из нее он получает воздух, воду, сырье для изготовления продуктов питания, одежды и т. д., что ее нужно охранять. Слайд № 20.

Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены условия и формы. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, системность. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы.

Литература.

1. Бабанова Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. М.: Просвещение, 1993.

2.Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников //Начальная школа.-1997 г.-№4.

3. Вершинин Н. А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям. // НШ. — 1998. — №10.

4.Плешаков А.А. Экология для младших школьников. — М.- «Просвещение».- 1995 г.






See also:
Яндекс.Метрика