Экологическое воспитание младших школьников_45159


Экологическое воспитание младших школьников.

«Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта».

Человек и природа… Пожалуй, никогда эта вечная и актуальная тема не стояла так остро, как в наши дни. Проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?..

Н. Луконин

Как же научить детей «прикоснуться к природе всем сердцем: удивиться, узнать, полюбить»? Сформировать активно-действенное отношение к природе, личную ответственность за состояние окружающей среды? Познавательная, развлекательная, практическая, исследовательская, природоохранная деятельность на наш взгляд даёт возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы. Работа по данным направлениям может быть реализована при проведении уроков и с обязательным продолжением во внеклассной работе.

В первую очередь отношение к природе у детей проявляется в познавательной сфере. Наши ученики увлечены самим процессом познания: им интересно узнавать: Почему идет дождь? Как образуются родники? Куда пропали динозавры?.. Наши почемучки находят ответы в энциклопедиях, интернете, из познавательных телепередач. Полученными сведениями делимся на классных часах и мероприятиях «Загадки природы», «Друзья птиц», «Лесные домишки» и др.

На практических и исследовательских занятиях дети учатся наблюдать, делать опыты, эксперименты, формулировать выводы и умозаключения. Так, например, делали опыт и наблюдали при каких условиях на хлебе появляется плесень, обсуждали как лучше сохранить хлеб.

Вместе с родителями занимаемся озеленением класса. Стараемся подбирать растения, которые благотворно влияют на окружающих. Такие как герань, фикус, щучий хвост, декабрист. Дети учатся правильно ухаживать за цветами. В конце февраля вместе черенкуем герань, наблюдаем за развитием корешков и затем высаживаем в грунт.

Ежегодно наши ученики принимают активное участие в природоохранных акциях таких, как «Международные дни учета птиц», «Сохраним леса России». Участвуют со своими проектными работами в исследовательских конкурсах. Получили сертификаты за участие в Международной научно-исследовательской программе «Дети и почва», организованной Международной сетью — Программа Фонд Дом Наук о Человеке – Париж «Устойчивое городское развитие: Горожанин и природа». На III Республиканском конкурсе «Дебют в науке» в Нижнекамске стали лауреатами с проектом «Сады на крыше».

Мы ведем активный образ жизни, общаясь с природой. Совершаем эколого-познавательные экскурсии и проводим экологические игры на местности. Наши ученики очень разные, но всех их объединяет стремление познать окружающий мир.

Силами учителей, родителей, учеников и инициативной группы на территории школы были посажены различные саженцы, разбиты клумбы и цветники. С каждым годом территория школы преображается. Школьный дендрарий молодой, в нем представлены деревья и кустарники: ели, сосенки, березки, клены, боярышник, спирея, шиповник. У наших классов есть именные деревья, которые мы сажали сами. А рябиновой аллее уже десять лет. Зимой мы наблюдаем за снегирями, которые прилетают за плодами. В цветниках растут тюльпаны, ирисы, пионы, гайлардия, гипсофила, ромашки, рудбекия и другие растения. В цветники в мае мы высаживаем и однолетники. Рассаду мы выращиваем сами на подоконнике в классе.

Вот некоторые наши рекомендации по организации работы с детьми в цветниках:

-трудимся вместе: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян осенью, подготовка цветников к зиме, посадка луковичных цветов под зиму;

-наблюдение: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;

-проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой;

-эстетическое восприятие;

-формирование чувства близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться.

Работа в зеленых уголках школы позволяет познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, помогать родной природе, учить ценить ее красоту и помогать ей.

Мы стараемся, чтобы наши ученики были готовы оказывать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям; пытались контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде; научились делать простейшие опыты и эксперименты, проводить исследования и открывать для себя загадки природы.






See also:
Яндекс.Метрика