Экологическое воспитание младших школьников


Экологическое воспитание младших школьников

В настоящее время, в МБОУ Куйбышевской средней общеобразовательной школе, начальная школа работает по стандартам ФГОС.

В рамках внеурочной деятельности реализуются программы «Доноведение» и «Юный эколог».

За это время накоплен определённый положительный опыт работы совместной деятельности педагогов школы и родителей по экологическому воспитанию: осознание зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с общепринятыми нормами.

В основу содержания программ «Доноведение» и «Юный эколог» положено единство системы «природа – человек – общество.

Знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

— показать детям красоту природы родного края, её оздоровительную и практическую значимость;

— пробудить в детях стремление беречь природу как источник красоты, радости, вдохновения, как условие существования человечества;

— развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности. В рамках реализации данных идей был проведен долгосрочный проект: «Птицы – наши друзья!» учителями: Проценко И.И., Литюк О.П., Козловой Л.И., , который включал следующие этапы работы:

— конкурс рисунков и сведений о птицах нашего края;

— совместная работа педагогов, учащихся и их родителей по изготовлению кормушек для зимующих птиц;

— акция – обращение «Покормите птиц» ко всем учащимся школы;

— линейка-представление «Помогите птицам» для учащихся начальной школы;

— праздник развешивания кормушек на территории школы и центрального парка села с последующим кормлением птиц.

Весной на параллели наших классов был проведён экологический праздник «День Земли».

22 АПРЕЛЯ Международный   День Земли.

День напоминания о страшных экологических катастрофах, день, когда каждый человек должен задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем, поборов равнодушие в себе.

Данная работа направлена на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи школьников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств, бережного отношения к объектам культуры и природы, осознания детьми их ценности и необходимости их охраны. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности учителя, учащихся и родителей.

Учителя: Литюк О.П., Козлова Л.И.






See also:

Экологическое воспитание младших школьников


Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание.

На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования. Человек – единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительно развивающегося прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях. Большинство людей нашей цивилизации совершенно лишены всяких экологических знаний и навыков. Древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением и деятельностью они лучше «сотрудничали» с окружающей средой. Уничтожая собственную среду обитания, люди тем самым заставляют себя задумываться над простыми вопросами о питании, одежде, тепле, и вместе с тем над сложными вопросами – как сохранить природу? Чтобы ответить на эти вопросы, нужна экологическая грамотность всего населения. Ученые-экологи и небольшие группы людей, которые занимаются проблемами экологии, не решат глобальной экологической проблемы всего общества, потому как с природой, с естественными местообитаниями постоянно контактируют все люди Земли, и среду от нарушающих контактов не уберечь.

Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.

Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.

Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства. Однако проведенное анкетирование в ряде школ показало, что необходимо существенно поднять уровень экологического воспитания не только у учащихся и их родителей, но и у учителей. Можно сделать вывод, что усиление экологического воспитания остается проблемой номер один в педагогической действительности школы.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде является одним из направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в рамках ФГОС второго поколения начальной общей школы.

Это направление включает ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Работа по экологическому воспитанию проводится как на уроках, так и во внеурочное время. На начальном пороге обучения детям, прежде всего, даются знания о мире людей и мире природы как ближайшем окружении самого ученика, это очень важно, так как эти элементарные знания должны обеспечить ученику естественные, социальные и познавательные потребности. Ребенок через окружающий мир должен познать разнообразие форм, красок, различных проявлений, состояний природы, животный мир, мир растений, сезонные изменения, свое важное и значимое место в этом мире.

Стоит отметить, что каждый учебный предмет вносит определенную лепту в реализацию задач экологического воспитания ребенка. Вся деятельность по экологическому воспитанию поддерживается, переплетается с задачами, поставленными на других уроках – окружающего мира, математики, литературного чтения, ИЗО, технологии.

Изучение экологии ведется на уроках окружающего мира .

Здесь на доступном учащимся уровне рассматриваются связи между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы, между природой и человеком. Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. Изучение этих взаимосвязей способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.

Дисциплины математического цикла создают условия для развития умений количественной оценки состояния природных объектов и явлений. Текстовые задачи природоведческого характера дают возможность для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней.

Предметы эстетического цикла (литературное чтение, ИЗО и технология) способствуют развитию ценностных ориентаций, оценочных суждений, общению с природой и грамотному поведению в ней, способствуют развитию эстетических и нравственных отношений, творческой активности и проявления определенного отношения к окружающей природной среде.

На уроках русского языка работу по формированию экокультуры провожу на основе специально подобранных текстов природоведческого характера.

Процесс формирования экологической культуры не исчерпывается экологическим образованием.

Экологическое воспитание и экологическое образование – два взаимосвязанных процесса.

«… Обучение может порождать какие-то качества личности, но не воспитывать, если мы не организуем его так, чтобы оно было направлено на получение воспитательного эффекта, заданного как цель», – констатирует в своих трудах И.Я. Лернер. Это призывает выработать определенную систему в работе по экологическому воспитанию детей. Работа по экологическому воспитанию детей нашла отражение во внеклассных мероприятиях, классных часах, экскурсиях, а также участии детей в экологических турнирах. Вся деятельность по экологическому воспитанию поддерживается, переплетается с задачами, поставленными на других уроках – литературного чтения, музыки, трудового обучения, математики, окружающего мира. Главной и неотъемлемой составляющей экологического воспитания и образования младшего школьника является определенная выработанная система занятий.

Системный подход по экологическому воспитанию детей позволяет:

– установить более тесные связи между познанием природы и познанием социальной жизни;

– обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего нас мира природы (как внутри начальной школы, так и со средней школой);

– создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок;

– расширить экологические представления младших школьников, конкретизировать их на доступных примерах из окружающей жизни;

– углубить теоретические знания в области экологии;

– формировать ряд основополагающих экологических понятий, составляющих адекватные возрастным возможностям младших школьников первичные знания экологии как науки;

– обеспечить более широкую и разнообразную практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.

Функции экологического воспитания младших школьников:

1. Образовательная – формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарная ориентировка в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических, экологических понятиях.

2. Развивающая – осознание отдельных доступных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника.

3. Воспитывающая – социализация ребенка, принятие им законов существования в среде обитания, воспитание эмоционального взгляда на мир, формирование в единстве этических и эстетических чувств, формирование элементарной экологической культуры, формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии со знанием своего организма и гармоничным взаимодействием с природой, обеспечение элементарной эрудиции ребенка, его культурного фонда.

Исходя из этого, принципиально важно в сотрудничестве с детьми применять разнообразие форм и методов работы по экологическому воспитанию. В своей практике я использую нетрадиционные формы занятий, такие как создание экологических троп в ближайшем лесу, сочинение сказок о домашних, диких животных, с привлечением научных знаний об этих животных из энциклопедий, фотографирование, зарисовки животных, сочинение загадок, стихотворений о животных, выяснение с детьми, занесено ли то или иное животное в Красную книгу и многие другие виды деятельности.

Работа по экологическому воспитанию детей нашла отражение во внеклассных мероприятиях, классных часах, в работе кружка « Юный эколог», экскурсиях, а также участии детей в экологических турнирах.

Главной и неотъемлемой составляющей экологического воспитания и образования младшего школьника является определенная выработанная система занятий.

Во внеклассной работе по экологическому воспитанию выделяю следующие направления работы:

• Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).

• Познавательное направление работы (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины, конкурсы).

• Познавательно-развлекательное направление работы (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).

• Практическое направление работы (прополка растений на пришкольном участке, уход за комнатными растениями в классе, подкормка птиц, уборка мусора на территории школы и около дома).

Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.

Задача учителя начальных классов заключается не только в том, чтобы научить ребенка наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы. На мой взгляд, большие возможности в ее решении имеют экскурсии, т.к. позволяют максимально использовать образовательный потенциал природного окружения.

Большое познавательное значение имеют беседы природоведческого характера, защита проектов. У детей расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается мышление, прививается интерес к природе. Тематика бесед может быть самая разнообразная. При подготовке к беседе учитель руководствуется тем, чтобы ее содержание отвечало возрастным особенностям учащихся, чтобы она была целенаправленной, эмоциональной. В процессе беседы учитель опирается на жизненный опыт учащихся, известный запас представлений и понятий по изучаемому материалу, полученный на основе наблюдений, прочитанных книг, статей, просмотра фильмов.

Воспитательная значимость бесед повышается при включении заранее подготовленных небольших докладов, сообщений учащихся, игровых моментов, инсценировок, практических заданий.

Экологические проекты для учащихся начальной школы:

1 Прогноз погоды.

Суть проекта заключается в попытке младших школьников предсказывать погоду по народным приметам. Проект коллективный, реализуется в игровой форме. Создаётся метеобюро, в состав которого входит весь класс, если проект кратковременный или, если проект длительный, его состав меняется через определённое время. Метеобюро ведёт свой календарь погоды: составляет прогноз на основе известных народных примет, а затем отмечает реальную погоду в предсказываемый период. Каждый ребёнок находит свою примету, которую сначала проверяет, а затем использует для своих прогнозов.

2. Хлебные крошки.

Бережно относиться к хлебу и заботиться о птицах стараются участники этого проекта, который чрезвычайно прост: дети берут за правило хлебные крошки, которые остаются на столе ( в хлебнице, на доске, на которой нарезают хлеб) не выбрасывать, а подсушивать на листке бумаги и складывать в хлебную копилку ( каждый может придумать ей интересное название). Затем крошки идут на подкормку птиц.

Коллективный вариант проекта заканчивается, когда дети приносят в класс (группу) свои хлебные копилки. Занятна для ребят процедура взвешивания копилок, но итог не должен быть однозначен: хорошо, что ребёнок собирал крошки тщательно и регулярно, но хорошо ли, что так много идёт хлеба в отходы? Проект не имеет конца: пусть в каждом доме будет хлебная копилка для подкормки птиц живёт всегда!

3. Птичья столовая.

Одна семья в нашем городе за неделю выбрасывает около 30 пластиковых упаковок. Это отходы, засоряющие окружающую среду. Переработка их еще как следует, не налажена. А сожжение на мусоросжигательном заводе приводит к выбросу в воздух токсичных веществ. Ребятам предлагается предложить способы использования «вредного» пластика на благо природы, а не на её загрязнение. Одним из предложений является изготовление из него кормушек. Объявляется конкурс на самую удобную кормушку из пластика. Процесс создания таких изделий нетрудоёмкий, он занимает 15-20 минут. Удобство ещё и в том, что легкость пластиковой конструкции позволяет подвешивать ее к веткам, не травмируя дерево.

4. Мини-музей «Лучший четвероногий друг»

Содержание и экспонаты. Дети и родители приносят экспонаты, связанные с жизнью собак или кошек: каменные, деревянные, стеклянные, пластмассовые, бумажные фигурки, собачки и кошечки из ракушек, из теста, крупные и небольшие игрушки, игрушки-забавы, детские украшения, игры, включая пазлы, мячи, кубики, открытки, фотоальбомы, календари, марки, журналы «Друг», книги, видеофильмы, мультфильмы, пластиковые пакеты с соответствующими рисунками, фотографии собственных собак и кошек и рассказы о них. Здесь же «селятся» собаки и кошки, созданные детьми и родителями.

Как используется. Экскурсии связаны с рассказами о разных породах собак и кошек, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак и кошек в жизни человека. На базе музея проводятся беседы о правильном содержании животных, родители и дети делятся впечатлениями о своих питомцах, сочиняют о них рассказы, приносят фотографии, рисунки, которые оформляются в виде отдельных выставок.

Темы экскурсий: «Наш друг — собака», «Они такие разные» (породы собак или кошек), «Как появились собаки (кошки)», «Что любят и чего не любят собаки (кошки)» — и другие.

Темы исследовательских работ: «Кошки и собаки: почему на улице они гоняются друг за другом, а дома любят?», «Литературные коты», «Какую когтеточку выбрать?», «Профессии собак».

5. Бионика и насекомые.

Бионика обращает пристальное внимание на мир насекомых. Он – неисчерпаемое поле для поисков, открытий, изобретений новых невиданных приборов и машин. Учащиеся ведут поиск открытий, сделанных на основе изучения насекомых.

Представленные экологические проекты направлены на достижение такого результата, как:

— учащиеся имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

— у учащихся есть первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

— у учащихся есть личный опыт участия в экологических инициативах, проектах;

— учащиеся умеют осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Заслуженной популярностью у ребят пользуются конкурсы и турниры. Игровые конкурсы носят обычно комплексный характер, представляя собой сплав традиционных викторин, различных соревнований, выступлений. Так, турнир знатоков природы может включать несколько этапов:

• Конкурс на лучшего знатока тайн природы (требуется выдвинуть свою гипотезу относительно разгадки одной из ее тайн).

• Конкурс рисунков “Природоохранные знаки” (командам предлагается нарисовать различные знаки для уроков окружающего мира).

• Эстафета эрудитов (она проводится цепочкой: первая команда задает вопрос второй, вторая — третьей и т. д.).

• Конкурс устных рассказов на тему “Красная книга природы” (участники турнира должны рассказать о самом удивительном, на их взгляд, представителе флоры или фауны, попавшем на страницы Красной книги).

• Реклама книг о природе (книга может быть предложена заранее или в ходе турнира).

В целом работа по экологическому воспитанию позволяет реализовать воспитательный, образовательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечить более надежные основы экологической ответственности младших школьников.






See also:
Яндекс.Метрика