Экологическое воспитание младших школьников из опыта работы Руженкова ТА


Начальная школа- важная ступенька в формировании активной творческой личности. Перед учителем встаёт масса труднейших вопросов: как научить детей учиться, как воспитать в каждом любовь к Родине, к родному краю, чувство доброты, товарищества, коллективизма. Основная задача учителя, на мой взгляд, состоит в том, чтобы направить все усилия на организацию и воспитание хорошего дружного коллектива, чтобы каждый ученик был активным участником в борьбе за глубокие, прочные знания. Задача бесспорно трудная и очень ответственная, и начинаю я её осуществлять с первого дня, как только ребёнок переступил порог школы. Василий Александрович Сухомлинский – великий русский педагог- мыслитель писал: «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности. Её всестороннее развитие, нравственное совершенство- вот высшая цель воспитания. Путь к достижению этой цели так же сложен, как и сам человек». …Что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер жизни ребёнка! Поэтому, одной из главных задач учителя начальной школы является воспитание потребности в прекрасном. Все дети способны эстетически воспринимать природу. «Слепота» их по отношению к природе – результат отсутствия должного воспитания.

« Через красивое- к человеческому- такова закономерность воспитания»,- говорил В.А.Сухомлинский. Педагогической науке известны многие способы привития детям любви к природе. Но, пожалуй, особое место среди них занимают наблюдения в природе, экскурсии- прогулки с учащимися.Чтобы правильно охранять природу, надо её хорошо знать .Прогулки и экскурсии в природу таят в себе много полезного для развития внимания и наблюдательности детей, стремление проникнуть в тайны природы.

С самого первого класса я стараюсь научить детей наблюдать за природными явлениями и чувствовать природу. Из окна класса мы восхищались восходом солнца, наблюдали за зимней зарёй, за небом. Уметь увидеть красоту утреннего неба — это искусство, и этому надо учиться. Для меня огромная радость, когда не я, а обращают внимание на быстро меняющиеся краски утренних облаков, на яркое солнышко, на красиво падающий хлопьями снег…

Экскурсии на Левженский склон я провожу с детьми, начиная с первого класса, с каждым выпуском. Это уникальное место в нашей республике, участок степной растительности .Многие растения, произрастающие здесь, занесены в Красную книгу Мордовии и России. На таких экскурсиях дети учатся беречь и понимать природу, а , значит, становятся духовно богаче, добрее не только к природе, но и друг к другу. Дети начинают смотреть на природу другими глазами, становятся активными защитниками природы.

Особую роль в воспитании бережного отношения к природе играют внеклассные мероприятия. Мы провели открытое внеклассное мероприятие «Защита времён года». За две недели до мероприятия была вывешена газета под названием: «Когда мы родились?» Дети записали под соответствующим временем года свою фамилию и имя. Обязательное условие : рядом с написанными данными нарисовать атрибут этого времени года. Наиболее часто повторяющийся знак стал эмблемой команды. Дети нарисовали эмблемы, придумали приветствие соперникам, выучили стихи, песни, подготовили сценки под руководством учителя.

Это мероприятие, я считаю, помогло детям узнать больше о своём времени года, когда они родились, научило детей отвечать не только за себя, но и за своего товарища, свою команду, т. е. прививать навык коллективной работы. Оно способствовало воспитанию добросовестности, ответственности при выполнении порученных заданий, развитию внимания, мышления, речи и, наконец, воспитанию бережного отношения к природе и развитию творческой деятельности детей.

Важным моментом в жизни нашего класса стало « Посвящение в экологи». В апреле прошлого года в торжественной обстановке старшеклассники- зеленомировцы посвящали весь наш класс в юные экологи. Была проведена определённая подготовительная работа: дети искали поговорки, пословицы, стихи о природе, животных, нарисовали своих питомцев, принесли их фотографии, написали сочинения « Мой домашний питомец», приготовили вместе с родителями презентации, выучили песенку- гимн Защитников природы.

Детей с этим важным событием поздравила Лёвина Г.В.- заведующий отделом, педагог дополнительного образования, работающая в « Республиканском Центре дополнительного образования детей»

Галина Васильевна занимается с детьми в кружке. На занятиях кружка Г.В. Лёвина помогает ребятам взглянуть на мир с разных точек зрения. Дети учатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений Мордовии, любить, ценить и оберегать окружающую их природу (Слайд 17)

Проводят исследования, и как итог – участие в научно-практических конференциях. Исследовательская работа на тему: «Влияние стимуляторов на рост и развитие декоративных комнатных растений .

Галина Васильевна проводит интереснейшие занятия с учащимися моего класса и это тоже вклад по становлению всесторонне развитой творческой личности, каждого ребёнка моего класса.

Хочется ещё рассказать о работе учащихся на пришкольном участке, которую мы проводим с апреля месяца, а потом в выпускных классах выполняем исследовательскую работу. Тема нашей работы была: «Влияние сроков посева семян свёклы столовой на урожайность»

Особое значение для экологического воспитания школьников имеет труд в природе и исследовательская работа учащихся.Усилиями и детей, и родителей у нас в классе есть живой уголок, в котором обитают рыбки, водная черепашка Тотошка, хомячок Хомка, озорные попугайчики Яшка и Дашка и пушистый кролик Гоша. Дети ухаживают за ними. У нас существует дежурство: каждая группа детей ухаживает в свой день недели .Ребята очень любят своих питомцев, заботятся о них. Они не забывали и о птицах зимой: сделали кормушки с родителями, подкармливали птиц. А весной мы будем наблюдать за птицами, которые прилетят и поселятся в скворечники .

Труд – наиболее естественная форма взаимодействия человека с окружающим миром. Труд в природе несёт в себе элемент объективной полезности, общественной значимости, в процессе его раскрывается бескорыстная сторона деятельности, в которой важнейшим результатом является её значение для блага природы, природоохранная направленность.

Таким образом, в системе экологического образования первичной должна стать задача формирования норм нравственного поведения в природе. Экологическое образование должно являться неотъемлемой частью общего образования школьников.

Хочется закончить моё выступление словами заслуженного эколога РФ, а в прошлом моего педагога в МГУ Смирнова В.М.:

Ничего не изменится в лучшую сторону в нашей стране,

пока мы не вложим в души детей любовь и заботу о

природе, а в их головы – экологическое сознание.

Ребенок

никогда не будет стремиться вернуть чистоту реке,

если она не протекает через его сердце.

МОУ «Ялгинская СОШ»

Экологическое воспитание младших школьников.

(Из опыта работы.)

Подготовила : учитель начальных классов

Руженкова Т.А.

г. Саранск, 2013.






See also:
Яндекс.Метрика