Экологическое воспитание и обучение младших школьников в проектной деятельности


Экологическое воспитание и обучение младших школьников в проектной деятельности.

Учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 10» г. Владимира, Венкова С.С.

В период обучения в начальных классах ребенок учится учиться. Именно в этот период, формирование экологических знаний, умений, способов действий становится для него наиболее актуальным. Возрастает степень самостоятельности взаимодействия ребенка с окружающей средой. Наступает период формирования теоретических знаний об окружающем мире. Появляется возможность рассмотреть на теоретическом и практическом уровне существующие в природе экологические проблемы. В этом возрасте ребенок более впечатлителен, близок к природе, отмечается его повышенная любознательность и желание помочь. Перед учителем стоит задача не просто научить беречь природу, а уметь делать это экологически грамотно.

Работа по экологическому воспитанию проводится на уроках окружающего мира, русскому языку, литературному чтению, технологии и во внеурочное время. На начальном этапе обучения детям, прежде всего, даются знания о мире людей и мире природы как ближайшем окружении самого ученика. Это очень важно, так как эти основополагающие знания должны обеспечить ученику естественные, социальные и познавательные потребности.

Основная цель экологического воспитания научить ребёнка использовать свои знания в соответствии с законами живой природы, формировать экологические действия, направленные на рациональное использование природных богатств. Для этого необходимо

углубить и расширить экологические знания;

привить начальные экологические навыки и умения, носящие поведенческий, познавательный и преобразовательный характер;

развивать познавательную, творческую и общественную активность в ходе экологической деятельности.

формировать чувство бережного отношения к природе.

Экологическое воспитание невозможно без системно — деятельностного подхода, который позволяет

– установить более тесные связи между познанием природы и познанием социальной жизни общества;

– обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего нас мира природы;

– создать условия для целесообразного формирования нравственно-этических установок;

– расширить экологические представления младших школьников, конкретизировать их на доступных примерах из окружающей жизни;

– углубить теоретические знания в области экологии;

– формировать ряд основополагающих экологических понятий, составляющих адекватные возрастным возможностям младших школьников первичные знания экологии как науки;

– обеспечить более широкую и разнообразную практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.

Опыт работы по формированию экологической грамотности, показал, что наиболее приемлемой и действенной формой в начальной школе, является включение младших школьников в проектную деятельность. Во – первых, темы, касающиеся вопросов экологии, имеют широкий спектр. Во – вторых, экологические знания интегрируют предметы гуманитарного и естественнонаучного цикла. Экологическая тема объединяет уроки в единое целое, а внеурочная деятельность позволяет полнее раскрыть ее содержание, выделив практическую составляющую. В – третьих, несмотря на то, что тема едина для всех, появляется возможность выбора аспекта темы, который интересует ребёнка, создаёт для него ситуацию свободы выбора в личностном продвижении. Различные типы проектов (индивидуальные, групповые, коллективные, монопроекты, интегрированные, социальные) позволяют не только учитывать индивидуальные особенности детей, но способствую формированию личностных, метапредметных и предметных результатов.

Учебный экологический проект— стимулирует интерес ребят к экологическим проблемам и путям их решения.

В своей практической деятельности совместно с детьми мы проводили различные по тематике экологические проекты.

1класс:

«Что нам Осень принесла?».

2класс:

«Золотая осень», «Зимушка», «Весна — красна», «Здоровье»,

«Замечательное вещество – вода ».

3класс:

«Наши питомцы», «Мои цветы»,

«Мой город вчера, сегодня, завтра».

При разработке любого из предложенных проектов удобно пользоваться матрицей, которая содержит тему, цель, задачи, содержание, виды деятельности, результат.

Предложенная матрица достаточно технологична. Она поможет педагогам не только реализовать этот проект с детьми, но и, учитывая индивидуальные особенности учащихся и класса в целом, творчески подойти к определению содержания.

Автор проекта

Фамилия, имя отчество

Венкова Светлана Станиславовна

Регион

Владимирская область

Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ

г. Владимир

Номер и/или название школы/ОУ

МБОУ СОШ № 10

Описание проекта

Название темы вашего учебного проекта

«Замечательное вещество – вода!»

Краткое содержание проекта

Проект «Замечательное вещество – вода!» направлен на расширение знаний обучающихся о воде, привлечение внимания к проблемам загрязнения и сохранения воды для человека, развитие ответственного подхода к бережному отношению к воде, водоёмам, источникам. Участие обучающегося в проекте будет способствовать развитию творчества, любознательности, наблюдательности, формированию ответственности и расширению коммуникативных умений.

Предмет(ы)

Окружающий мир: Вода и её свойства. Вода и экология. Круговорот воды в природе.

Русский язык: Сочинение «Путешествие капли воды».

Литературное чтение: Участие в коллективном обсуждении: умении отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Изо: Изучение картин художника Васнецова, вода в разных состояниях

Классный час: «Значение воды в жизни человека»

Класс(-ы)

2 класс

Приблизительная продолжительность проекта

2 недели: окружающий мир 4 ч, ИЗО 1 ч, русский язык 1 ч, литературное чтение 2ч, классный час 1 ч.

Основа проекта

Образовательные стандарты

В ходе проекта учащиеся продолжат освоение методов проектной деятельности, исследовательской работы, «обучение в сотрудничестве». В процессе обучения у учащихся формируется целостное представление о воде, её свойствах и необходимости сохранения и бережного отношения к воде.

Дидактическая цель проекта

Расширить знания учащихся о воде, привлечь внимание к проблемам загрязнения источников воды и сохранения воды для человека, развитие бережного отношения к воде, водоёмам, источникам.

Ожидаемые результаты

Личностные

Воспитание ценностного отношения школьников к природным ресурсам города;

Развитие субъектного, ответственного отношения школьников к воде–источнику жизни;

Развитие познавательных, творческих и исследовательских способностей.

Метапредметные

Развитие умений выделять главное, сравнивать, находить нужную информацию.

Формирование навыков использования компьютера  в исследовательской работе.

Формирование коммуникативных навыков и навыков работы в группе.

Предметные

Актуализация знаний о круговороте воды в природе и её трёх состояниях.

Расширение знаний учащихся о воде и её свойствах.

Выявление основных причин загрязнения воды.

Формирование экологических знаний о защите водоёмов и источников.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

В чём ценность замечательного вещества — воды?

Проблемные вопросы учебной темы

В каких состояниях встречается вода в природе?

Как происходит круговорот воды в природе?

Почему о воде говорили во все времена?

Какая река главная в нашей области?

Почему надо беречь воду?

Учебные вопросы

Чем важна вода?

Какими свойствами обладает вода?

Чем загрязняется вода и как её очищают?

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

Таблица «Знаю-Интересуюсь-Умею». Работа над таблицей на протяжении всего проекта.

Таблица «Знаю-Интересуюсь-Умею».

Направленное чтение (при работе с источниками информации).

Интересуюсь-Умею».

Самооценка учащихся — заполнение таблицы.

Описание методов оценивания

На стадии выполнения проекта использовались методы: план проекта (инструмент — напоминания и подсказки), самооценка и рефлексия (инструмент — обсуждения в классе и в малых группах, контрольный лист самооценивания), обратная связь от сверстников (инструмент – найди себя в этой группе, подпиши всех членов группы).

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Знать свойства воды, способы очистки. Умение проводить исследование по заданному плану. Навыки чтения и письма. Элементарные умения работы в группе.

Учебные мероприятия

Уроки по предметам, классный час,

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с низкой мотивацией.

Эти дети вошли в группу: Художники. Учитывая возрастные особенности, таким детям было предложено направленное чтение. Дети читали текст о воде, загадки, они выполняли рисунки. После этого детям было предложено составить кроссворд.

Ученики с повышенной мотивацией

Эти дети вошли в группы: Краеведы, Литераторы. Учащиеся учились работать с картой, писали сочинение, представляли свою работу классу.

Ученики с высокой мотивацией

Эти дети вошли в группы: Исследователи и Экологи. В первой группе ребята проводили опыты и делали выводы, заполняли таблицу. А во второй группе – рассматривали проблемы, связанные с загрязнением водоёмов и их очисткой, защитой водоёмов. Предлагали свои варианты знаков «как сохранить водоёмы»

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии – оборудование

Фотоаппарат, компьютер, мультимедийный проектор, экран

Технологии – программное обеспечение

Презентации в программе PowerPoint

Материалы на печатной основе

«Детская энциклопедия»

Познавательный журнал для детей «Отчего и почему»

Учебник «Окружающий мир 2 класс» О. Т. Поглазова

Другие принадлежности

Карта Владимирской области, репродукции картин в сборнике «Счастливые встречи», глобус, набор для исследования свойств воды.

Интернет-ресурсы

Материалы из Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов

http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница

http://lubim4iki.ru/

http://www.zoovet.ru/animals.php

Другие ресурсы

Организация проектной деятельности находит все большее распространение в современной школе, т. к. позволяет решить несколько задач:

• необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

• актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);

• актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

• значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Экологическое воспитание и обучение младших школьников через включение в проектную деятельность способствует формированию экологической грамотности, выработке поведения, направленного на восстановление и бережного отношения к окружающей нас природе.






See also:
Яндекс.Метрика