Экологическое образование учащихся в процессе трудового обучения


Учитель технологии

Пастухова В.В.

Тема: Экологическое образование учащихся в процессе трудового обучения

Экологическая культура является составной частью общей культуры человека. Основное содержание экологической культуры составляют экологические знания, умения и навыки, приобретенные в процессе экологического образования и воспитания.

Формирование экологической культуры должно вестись в 2-х направлениях: экологическое образование и экологическое воспитание. Если экологическое образование подразумевает получение конкретных знаний об окружающей среде и её процессах, то экологическое воспитание – это осознанное понимание и принятие данных процессов и их значимости.

Современное школьное образование хронически перегружено. Введение новых дисциплин или даже новых тем в имеющиеся учебные планы и программы означает либо возрастание академической нагрузки на учащихся, либо сокращение каких-либо других дисциплин и разделов. Ситуация усугубляется еще и тем, что для развития творческих навыков у обучающихся необходимы время, ёмкие методы, такие, например, как проведение дискуссий, собственные исследования, деловые игры. Все это занимает значительно больше времени, чем предусмотрено сеткой часов.

На уровне основной школы в рамках изучения естественных и гуманитарных дисциплин можно добиваться становления экологической культуры как культуры разумного потребления, здорового образа жизни и реальной экологической деятельности на основе понимания необходимости бережного отношения к природе и ее ресурсам. На данном этапе обучения очень важна межпредметная координация учебного плана и рассмотрение каждой конкретной темы с учетом биологических, химических, физических, общегеографических, экономических знаний и прикладной практической деятельности.

Мы рассмотрим возможность интеграции экологического образования и воспитания в процесс трудового обучения, в частности возможности уроков труда и внеклассной и внешкольной работы, направленных на обогащение экологических знаний учащихся и активизацию их экологической деятельности.

Работа по экологическому образованию учащихся на учебных занятиях по труду носит преимущественно информативный характер, в связи с чем не используется в полной мере воспитательный потенциал применяемых «экологических» материалов для развития экологического мышления школьников. В этом отношении внеклассная и внешкольная работа по трудовому обучению способствует более эффективному решению поставленной задачи, наиболее полной реализации принципов политехнизма, межпредметной связи, краеведения, системного подхода.

При выборе конкретных форм внеклассной и внешкольной работы экологического содержания, мы исходили из следующего: эта работа не должна уводить учащихся в сторону от основного содержания программного материала по трудовому обучению. Необходимо связать познавательную деятельность учащихся с целями учебно-воспитательного процесса, осуществляемого на уроках. Содержание внеклассных и внешкольных занятий должно быть наполнено интересной информацией и фактами, отражающими актуальные проблемы регионального и общемирового характера.

Опыт и исследования показывают, что деятельность учащихся в процессе внеклассной и внешкольной работы по своему характеру и содержанию может быть разнообразной.

Необходимо соблюдать преемственность в содержании, целях, задачах и педагогических технологиях классной и внеклассной деятельности.

В этом направлении после проведенного цикла уроков, связанных с изготовлением поделок из дерева (в рамках программы), можно провести внеклассное мероприятие в форме дискуссии (ролевой игры) по теме «За и против». Кратко охарактеризуем основные этапы и содержание этого занятия. Девиз: «Зеленые насаждения – это «лёгкие» нашей планеты».

Цель и задачи: Обучить навыкам коллективного анализа возникающих проблем и принятия решений;

Развивать умение анализировать информацию и рассматривать проблему с разных сторон, оценивать последствия действий;

Способствовать приобретению умения публично выражать и отстаивать свою точку зрения;

Привлечь внимание к проблеме бережного отношения и сохранности зеленых насаждений, стимулировать поиски и пользование материалами о значении лесов для человека и природы.

Методы: Работа в группах

Ролевая игра

Мозговой штурм

Комментирование и обобщение

Необходимые материалы: Листы бумаги.

Таблички с названием групп (экологи, дизайнеры, жители махалли, эксперты, представители хокимията). Плакаты: ЗА, ПРОТИВ. Карточки с записью проблемных вопросов. План – схема строительства.

Ход урока.

Информация учителя, в которой он объявляет о том, что сегодня учащимся предстоит участвовать в серьезном разговоре по поводу одного строительства. Для начала представим, что мы не школьники, а взрослые ответственные люди, поделим класс на группы, и каждая группа будет высказывать свое мнение по поводу решения поставленного вопроса.

Постановка проблемы: Как вы относитесь к тому, что новое жилье строится за счет сокращения (или вырубки) зеленого массива?

Как можно разумно решить эту проблему?

Подскажите, кто может быть заинтересован в этом строительстве, а кто будет против?

Процесс игры – дискуссии.

Класс делится на группы (по 3-5 человек), им раздаются карточки и информация с кратким описанием основной линии поведения и доводами для отстаивания своей точки зрения. (Например: Мы поддерживаем строительство, так как здесь приобретут квартиры молодые семьи. Мы против строительства, потому что изменится микроклимат в нашей махалле. В условиях Ташкента каждое дерево представляет собой большую ценность).

Подготовка выступлений (не более 10 минут).

Презентация (в пределах 5 минут). Никто не перебивает выступающих. Они могут записать основные позиции на листах бумаги (да –нет, за – против) и развесить их на доске или стойках.

«Представителям хокимията» предстоит выслушать аргументы всех групп, задать дополнительные вопросы, сделать свои заключения о целесообразности данного плана.

Независимым «экспертам» нужно оценить весь процесс обсуждения и сделать прогноз на будущее, какие могут быть последствия принятия решения.

Для более свободного общения можно использовать «Древо мудрости». Учитель или ученики пишут записки, в которых задают сложные вопросы по теме, заворачивают записки и прикрепляют к «дереву» (скрепкой). Дерево может быть нарисовано на бумаге, а можно использовать комнатный цветок, но вешать записки следует аккуратно. Далее учащиеся (по желанию) забирают записку и стараются ответить на вопросы. В случае необходимости приходят на помощь представители других групп.

Экологическое образование во внеклассное время позволяет повысить активность и самостоятельность учащихся, прививать им интерес к проблемам взаимосвязи общества и природы, техники, экологической трудовой деятельности, выявлять и развивать творческие способности и наклонности учащихся в разных отраслях науки и техники, формировать у школьников целостное представление о природе и обществе.

В современных условиях экологическое образование переросло рамки экологической культуры и стало основным компонентом социальной культуры ХХI века. Современному образованию важно достойно принять вызов времени, требующий глубинного объединения естественных и гуманитарных научных знаний для того, чтобы воспитать человека, способного заботиться о будущем человечества.

Литература:

Ходжабоев А.Р., Рашидов Х.Ф., Муранов Б.И., Абдукуддусов О.А., Чориев Э.Т. Концепция по трудовому обучению общеобразовательных школ Республики Узбекистан. -Т.:

Бекназаров Р.У., Новиков В.А. Охрана природи -Т.: Укитувчи, 1995.

Миланова Е.В., Рябчикова А.М. Использование природных ресурсов и охрана природи. -М.: Высшая школа, 1996.

Миронов А.В. Содержание экологическиго образования будушего учителя. -Киев: КГУ, 1990

Новыков Ю.Н., Бекназаров Р.У. Охрана окружаюшей среды -Т.: Ибн Сино, 1992.

Соловьев С.С. Тенденции развития экологического воспитания школьников в процесс внеурочной деятельности. Автореф. дисс. канд.пед.наук. -М.: 1987.

Пустовайт Н.А. Экологическое воспитание школьников в процессе обучения сельскохозяйственному труду. Автореф. дисс. канд.пед.наук. -К.: 1988.

Турдикулов Э.А. Экологическое образование учашихся в процесс изучения фанов естественно-научного цикла. Автореф. дисс. док. пед.наук. -М.: 1982.

Андревская З.Я. Формирование ответственного отношения к природоохранительной деятельности у учащихся IV-VII классов. Автореферат дисс. канд.пед.наук. -Челябнск, 1977 г.

Пустовайт Н.А. Экологическое воспитание школьников в процессе обучения сельскохозяйственному труду. Автореф. дисс. канд.пед.наук. -К.: 1988.






See also:
Яндекс.Метрика