Экологическое образование на уроках в начальной школе


Экологическое образование младших школьников на уроках в

начальной школе

Милая Родина! Ты год от года

Должна становиться все краше!

Охрана природы – дело народа:

Мое, твое, наше!

Одна из важнейших задач современной школы – повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школьников экологической культуры.

Особое место в системе непрерывного экологического образования занимает начальная школа, где целенаправленно закладываются начала экологической культуры детей. Цели, задачи, содержание, формы и методы экологического образования и воспитания младших школьников нашли отражение в работах Л.П.Салеевой, И.К.Блиновой, В.М. Минаевой, А.А,Плешакова, А.А.Вахрушева и др.

Успешность экологического образования во многом определяется возможностями использования в учебных целях природного окружения. Этот фактор имеет особенное педагогическое значение для сельской школы, т.к. для обучающихся в ней детей природные компоненты являются обязательной составной частью среды их жизни. Сельские жители каждодневно испытывают на себе теснейшие и разнообразные связи со средой своей жизни, в состав которой включены окружающие населенный пункт природные экосистемы – лес, луг, озеро, река, болото. Эстетическая выразительность этих компонентов сельского ландшафта привлекает внимание детей с раннего детства. Для них становятся очевидными масштабы разрушений окружающей среды. Возникающее при этом чувство переживания за судьбу окружающей природы создает нужный фон для развития ответственного отношения к природе. Для меня, сельского учителя, природа является неотъемлемым компонентом жизни и труда. Сейчас, когда появилось какое-то безразличие к земле, остро встает вопрос об экологизации воспитания. Но эта тема безгранична. Я же хочу донести до сознания детей не только гордость за нашу богатую природу, но и боль за нашу маленькую речку Крутец, и за пруд, берега которых превращены в свалку. Дети должны сердцем почувствовать: не сохраним природу – не будет и России!

Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки литературного чтения. В них содержится большое количество произведений писателей- натуралистов Г. Скребицкого, Б.Чарушина, М. Пришвина, В. Бианки и др. Эти произведения позволяют формировать у учащихся знания об объектах природы, о взаимосвязях в природе и многообразии объектов, мерах, мотивах охраны природы. Но особое внимание на уроках чтения я уделяю работе по развитию у детей мотивов охраны природы, т.к. в основе этих уроков лежит образное, художественное познание мира.

Можно рассказать об увлечениях природой В. Бианки, начиная с детства; о роли природы в творчестве А. Пушкина, С. Есенина, М. Пришвина. Важное место в формировании эстетических мотивов охраны природы занимает анализ лирических стихов А. Пушкина, С. Есенина, Ф. Тютчева и др. Работа над ними позволяет развивать у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть, «открывать» для себя многоцветье мира, многообразие форм и «настроений» природы; эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах, видеть отношение человека к окружающему миру.

Учебные тексты русского языка помогают повторить знания о взаимосвязях в природе, о мерах ее охраны, развивают у учащихся способность воспринимать красоту природы, радоваться и удивляться в процессе общения и передавать эти впечатления с помощью слова, т.е. формируют мотивы охраны природы.

Экологические задачи, которые я предлагаю детям на уроках математики, закрепляют знания, полученные на уроках окружающего мира. Выполняя задания, дети начинают понимать необходимость восстановления и охраны природных ресурсов.

Уроки окружающего мира провожу с учетом жизненного опыта ребенка: опыта сельской жизни — с естественно – природным ритмом жизни и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации. Изучаем с ребятами взаимосвязи жизнедеятельности человека и природы, учимся бережному отношению к объектам природы и результатам труда людей, элементарной экологической культуре и нравственному поведению в природе.

Самый близкий «зеленый» друг, с которым мы встречаемся каждый день – это горшочек с комнатным растением. Каждое растение – это живой организм, который как ребенок, растет, развивается, приносит огорчения и радости, радуя нас своими красивыми и сочными листьями, разнообразной формой цветов.

Правильно организованная работа с комнатными растениями прививает детям навыки по выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность и способствует эстетическому воспитанию учащихся. Работа с комнатными растениями расширяет кругозор ребенка, заставляет его глубже узнавать тот мир, который ему знаком только по книгам и картинкам. Комнатные растения – это благотворный материал для познания живой природы в любое время года, а особенно зимой. В классе у меня очень много растений, за которыми любят ухаживать дети.

Экология для ребенка – это все, что его окружает. И дерево, и парк, и птицы, прилетающие к кормушке, и, наконец, сам человек.

По словам В.А. Сухомлинского, чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с детства.

Работа, которую я провожу уже несколько лет, способствует развитию у школьников экологического сознания. Ребята участвуют в решении экологических проблем на доступном им уровне. Это способствует развитию самостоятельности, умению доказать свое мнение. Дети получили экологическое представление о том, что нельзя рвать цветы на лугу, для чего растут грибы в лесу, почему нельзя брать березовый сок, что нельзя разорять птичьи гнезда и т.д. При дальнейшей работе эти представления перерастут в убеждения, которыми дети будут пользоваться в жизни. Усвоив нормы и правила экологического поведения, поступки учеников по отношению к природе станут гармоничными с ней, ребята будут чувствовать себя частью природы, внимательно относиться к природе родного края.

Проблемами своих детей живут и родители. Вот какое замечательное стихотворение написала бабушка одной моей ученицы:

Я Родину свою люблю

И ни за что ее не поменяю,

И длинную Крутец – реку

Всегда, везде я вспоминаю.

Вот и сейчас по ней как — будто бы бегу,

Расставив руки, поднимаю брызги,

Закрыв глаза, во сне и наяву

О ней всегда мои шальные мысли.

Весной я просыпаюсь каждый день

Под звонкую под окнами капель,

Ручьев журчанье, словно птичьих песен трель.

Я Родину свою люблю

И всей душой ее боготворю.

Литература

Г.А. Булатникова. Общение с природой как средство экологического образования младших школьников. «Начальная школа», №12, 2000.

Т.М. Веселова. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала. «Начальная школа», №2, 2003.

Т.Б. Кропочева. Исследовательские экскурсии в начальной школе. «Начальная школа», №11, 2007.

В.И. Седых. Формирование у младших школьников ответственного отношения к природе. «Начальная школа», №5, 2005.

Газеты «Педсовет», №4, №6, 2001.






See also:
Яндекс.Метрика