Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе


Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе.

Одна из важнейших задач современной школы – повышение экологической грамотности учащихся, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школьников экологической культуры.

Одним из принципов экологического образования ученые рассматривают межпредметные связи. Их руководящая роль позволит детям усвоить ведущие мировоззренческие идеи: единство и взаимосвязь неживой и живой природы, человек – часть природы.

Анализ учебных программ для начальной школы позволяет сделать вывод, что в содержании каждого учебного предмета заложены возможности для осуществления экологического образования учащихся.

Процесс преподавания предметов естественно-математического цикла (окружающий мир, математика, трудовое обучение) помогает раскрыть следующие экологические знания: природа – объект целесообразной трудовой деятельности человека, направленной на ее рациональное использование, улучшение, восстановление, охрану; характер деятельности людей зависит от состояния природы и наоборот, состояние природы находится в тесной зависимости от трудовой и хозяйственной деятельности человека.

Большие возможности имеют экскурсии. Они позволяют более детально изучать отдельные объекты природы, их влияние друг на друга, взаимозависимость, выявить последствия влияния деятельности человека на состояние природного окружения.

Межпредметными могут быть задачи и задания, которые требуют подключения знаний из различных предметов, или те, которые составлены на материале одного предмета, но используются с определенной познавательной целью в преподавании другого предмета.

Например, на уроках математики при изучении темы «Решение задач» можно использовать задачи, содержащие экологическую информацию краеведческого характера.

Задача 1. Раньше Кобяйский наслег делили на 8 больших зон. В каждой зоне насчитывалось различное количество озер: Кобяй –51, Курула –40, Чырыыда –10, Оголго –15, Турбаахы –41, Таалаайы –10, Лунха сунньэ –15, Санаар –4. Сколько всего озер?

Задача 2. Бельчата появляются на свет слепыми и голыми. В течение 6 недель они находятся в гнезде питаясь молоком матери. Сколько дней они находятся в гнезде? (Приложение 2 )

Развитию геометрических представлений способствуют приемы, используемые при изучении элементов геометрии:

— моделирование фигур из бумаги, палочек, пластилина;

— нахождение в данной фигуре (человечка, животного и др.) геометрических фигур;

— создание картины (фигуры) из данных геометрических фигур.

Изучение материалов о природе на уроках чтения, родного и русского языков, образность описаний природы поэтами и прозаиками вызывают и стимулируют у детей интерес к наблюдениям за природными объектами и явлениями, желание сравнивать свои впечатления с впечатлениями писателей.

Элементы экологического образования могут иметь место на любом этапе урока русского языка, например, при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают названия растений, животных (медведь, ель, ворона и т. д.). ( Приложение 1 )На уроках родного языка учитель может предложить задания такого типа: объяснить значение пословиц, отгадать загадки, написать названия близлежащих озер нашего села, составить рассказ по картине или на заданную тему, написать сочинение, изложение и др.

Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки чтения. Произведения писателей-натуралистов Г.Скребицкого, Б.Чарушина, М.Пришвина, якутских писателей Е.Макарова, И.Сосина позволяют формировать у учащихся знания об объектах природы, о взаимосвязях в природе. При изучении произведений можно задать вопросы, позволяющие задуматься:

— Что ты открыл для себя в этом рассказе?

— Подумай, что можно сказать о зайчатах?

— Какие картинки можно нарисовать к тексту?

-Что помог тебе увидеть в зимней природе автор?

Таким образом, межпредметные связи углубляют содержание урока, повышают его познавательное значение, активизируют деятельность учащихся, пробуждают в них интерес к познанию природы.

Приложение 1.

Упражнения для 4 класса.

1. Прочитай. Выпиши из них только имена существительные 1-го склонения .

Животные и люди привыкли к суровой зиме. Зимою по лесу бродят громадные лоси, в поисках пищи бегают лисицы, зайцы и волки. Не боятся зимних морозов глухарь, куропатка, рябчик, ворон, клест и даже маленькая синица и воробей. А некоторые животные: тарбаганы, суслики, бурундуки – зимою спят. Хозяин тайги медведь тоже спит в своей берлоге.

Что ты открыл для себя в этом тексте?

2. Отгадай загадку и произведи фонетический разбор этого слова.

Летом бродит без дороги между сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос.

Что означает это слово? Если не знаешь, посмотри в любом толковом словаре.

3. Прочитай. Представь эту полянку. Как ты думаешь, кто виноват? Вспомни случай из своей жизни. Разбери по составу выделенные слова.

Была я красивая, была я пригожая, стала сама на себя не похожая!

Траву на мне вытоптали, кусты все повыломали, цветы все сорвали.

Березки на дрова срубили, забросали меня банками, грязной бумагой, щепками и тряпками.

Жалуюсь! Была я лесной полянкой – стала лесной помойкой.

Бывшая лесная полянка.

По Н.Сладкову

Приложение 2.

Задачи для 3 класса.

1. Летом лось за сутки съедает 35 кг листьев, травы. Сколько корма потребуется лосю в 1 месяц ( в 3 месяца )?

2. Вес бегемота 3 тонны. Новорожденный бегемотик весит в 60 раз легче него. Сколько весит новорожденный бегемотик?

3. Реки могут иметь разный возраст: Днепру 65 000 000 лет, Волге – 20 000 000. На сколько лет Днепр «старше» Волги?






See also:
Яндекс.Метрика