Экологическое мероприятие устный журнал Берегите Землю берегите


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

«БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ! БЕРЕГИТЕ!

ВЕДЬ НАС МНОГО, А ОНА ОДНА!»

— Сегодня мы с вами поговорим об очень актуальных проблемах современного мира. Мы поговорим об экологических проблемах, об экологии. Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос» — дом, «логос» — наука. Наука го доме. А для человечества домом является наша планета Земля, которая к сожалению, в опасности. Мы поговорим о том, как безответственно люди относятся ко всему тому, без чего сами прожить не смогут.

-1-

— Мы сейчас загадаем загадку, отгадкой которой будет являться название нашего первого блока. О чём идёт речь?

Он- прозрачный невидимка, Летом он бывает тёплым,

Лёгкий и бесцветный газ. Веет холодом зимой,

Невесомою косынкой Когда иней красит стёкла

Он окутывает нас. И лежит на них каймой.

Он в лесу – густой, душистый, Мы его не замечаем,

Как целительный настой, Мы о нём не говорим.

Пахнет свежестью смолистой, Просто мы его вдыхаем —

Пахнет дубом и сосной. Ведь он нам необходим.

(ВОЗДУХ)

— Вся планета окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Воздух – это смесь газов: в основном азота, кислорода и углекислого газа. При дыхании мы поглощаем кислород, а выдыхаем углекислый газ.

— Без воздуха человек может прожить самое большее 5 минут, а в сутки человеку необходимо 600 литров кислорода.

— Как вы думаете, где будет кислорода больше? (В лесу)

— Почему? (Растения выделяют кислород)

— А вот в городах воздух совсем не чистый. Он пахнет бензином, пылью выхлопными газами. Ведь в городах много машин, есть фабрики, заводы, которые из своих труб выбрасывают ядовитые газы, сажу, пыль. Дышать таким воздухом для человека вредно. Загрязнённый воздух угрожает здоровью людей и всей жизни на земле.

— Ещё результатом загрязнённого воздуха является «Глобальное потепление климата», «Таяние вечных льдов». А ведь это не просто слова, а реальная угроза затопления некоторых участков суши.

— Что нужно делать, чтобы воздух не загрязнялся? (. . .)

— Сейчас немало делается для охраны чистоты воздуха:

1.На многих предприятиях работают установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы.

2.Учёные разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух. Вполне возможно, что в будущем автомобильная промышленность перейдёт на солнечные батареи.

3.В разных местах созданы специальные станции, которые постоянно следят за чистотой воздуха в больших городах.

4.Чтобы очистить воздух люди сажают деревья, кустарники.

-2-

— Из нашей следующей загадки догадайтесь, чему будет посвящён наш второй блок. О чём идёт речь?

Если руки наши в ваксе, Чтобы лился дождик с неба,

Если на нос сели кляксы, Чтоб росли колосья хлеба,

Кто тогда нам верный друг, Чтобы плыли корабли,

Снимет грязь с лица и рук? Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды —

Без чего не может мама Жить нельзя нам без . . . (ВОДЫ)

Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

— Посмотрите на глобус – макет нашей планеты Земля. Если его быстро вращать, то покажется, что он одноцветный – голубой. А всё потому, что этой краски на нём больше, чем белой (льды), зелёной (растительность), коричневой (горы). Голубым цветом изображены водоёмы.

— Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду и в разных состояниях: в твёрдом – льды, айсберги; в жидком – водоёмы; в газообразном – облака, тучи, туман и т.д.

— Послушайте об этом стихотворение.

Вы слыхали о воде? Ледником в горах зовётся, Мы её не замечаем,

Говорят, она везде! Лентой серебристой вьётся, Мы привыкли, что вода —

В луже, в море, океане, Средь высоких стройных елей Наша спутница всегда.

И в водопроводном кране. Рушится потоком селей.

Как сосулька замерзает, Без неё нам ни умыться,

В лес туманом заползает. На плите у вас кипит, Ни наесться, ни напиться!

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае. Смею вам я доложить,

Без воды нам не прожить!

— Вода есть в родниках, в айсбергах,в теле любого животного, растения, в теле человека. Кстати человеку в сутки требуется не менее 2 литров воды.

— Вода нужна людям не только для питья. Без неё ни умоешься, ни постираешь, ни помоешь посуду, машину. Воду используют фабрики, заводы. Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы. Для многих организмов вода – природный дом. Вода не только «поит», но и кормит – рыбная ловля.

— Вода – самая большая и удобная дорога – перевозка пассажиров, грузов.

— С помощью воды добывается электрический ток на ГЭС.

— Без воды ни замесить тесто для хлеба, ни приготовить бетон для стройки, ни сделать бумагу, ткань, резину, конфеты, лекарства – ничего не сделать без воды! Вот она какая – вода!

— Казалось бы, воды на Земле сколько угодно – океаны и моря покрывают большую часть поверхности планеты. НО! Вода в океанах и морях – солёная! Она непригодна для питья и для производств. Необходима пресная вода, которой на Земле существенно меньше. Основные запасы пресной воды в полярных льдах, в родниках, озёрах и реках. Но эти запасы ещё больше сокращаются из – за их загрязнения.

— Как человек загрязняет водоёмы? (. . .)

— Об этом послушайте экологическую сказку Н.А.Рыжова «Жила – была Речка».(учитель читает )

— Какой вывод можно сделать? (Не надо загрязнять водоёмы)

— Озёра. . . За особую красоту их иногда называют голубыми глазами Земли. В России множество озёр. Самое глубокое – озеро Байкал. В нём содержится 1/5 часть пресной воды планеты. В озере обитают разнообразные растения и животные, которые больше нигде не встречаются.

— К сожалению, на берегу великого озера был построен целлюлозно – бумажный комбинат. За время его существования в озеро сброшено громадное количество сточных вод. Вода очень загрязнилась, из – за чего стали гибнуть раки, рыбки и т.д. Вот так руками человека губится природное богатство. Мы обязаны сохранять и беречь чистую воду!

— А теперь послушайте стихотворение. Какие ошибки допускали люди?

Мы приехали на речку Тут и там – пустые банки, Вот местечко хоть куда! У потухшего костра:

Воскресенье провести, И, как будто нам назло, Родниковая вода! Две разбитых наши склянки,

А свободного местечка Даже битое стекло! Две размокшие баранки —

Возле речки не найти! Чудный вид! Прекрасный пляж! Словом, мусора гора!

Мы по бережку прошли, Распаковывай багаж!

Тут сидят и там сидят! Место новое нашли. Мы приехали на речку

Загорают и едят, Мы купались, загорали, Понедельник провести,

Отдыхают, как хотят, Но и здесь до нас сидели; Жгли костры, в футбол играли — Только чистого местечка

Сотни взрослых и ребят. Жгли костры, бумагу жгли — Веселились как могли! Возле речки не найти!

Тоже пили, тоже ели, Пили квас, консервы ели,

Мы по берегу пошли Насорили и ушли! Хоровые песни пели. . .

И поляночку нашли. Отдохнули и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо. . .

Но на солнечной полянке — Эй, ребята! – крикнул Дима — И остались на полянке

— Не было ли с вами такого?

— Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с планетой, если бы исчезла пресная вода. Её нужно беречь!

— Как вы думаете, как нужно беречь воду? (. . .)

1.Не расходуйте воду напрасно. Плотно закрывайте краны, умывайтесь под слабой струёй воды и т.д.

2.Не вылавливайте и рек большое количество раков, моллюсков, улиток. Они являются санитарами водоёмов.

3.Чтобы очистить сточные воды, строят очистные сооружения. В них загрязнённая вода проходит через различные фильтры. Они задерживают вредные примеси, а чистую воду пропускают. Интересно, что во многих очистных сооружениях помогают очистить воду особые бактерии, неопасные для людей.

4.Сейчас строятся такие предприятия, у которых вообще нет сточных вод. Загрязнённую воду там очищают и снова используют. Таким предприятиям не нужно брать свежую воду из реки. И отработанную воду они тоже не сливают.

Ф И З М И Н У Т К А

Мы шагаем, мы шагаем. Впереди из-за куста Как много мы увидели:

Руки выше поднимаем, Смотрит хитрая лиса. И речку, и цветы.

Голову не опускаем, Мы лисицу обхитрим, Узнали много нового

Дышим ровно, глубоко. На носочках побежим. И я, и ты, и мы.

Вдруг мы видим: у куста На поляну мы заходим,

Выпал птенчик из гнезда. Много ягод там находим.

Тихо птенчика берём Земляника так душиста,

И назад в гнездо кладём. Что не лень нам наклониться.

-3-

— Теперь давайте поговорим о растениях. Нужны ли они? Для чего? ( . . .)

— Растения на Земле встречаются повсюду. Есть даже такое знаменитое выражение: «Растения – это зелёная одежда Земли». Они образуют леса, луга. Зелёный наряд делает нашу планету удивительной и разнообразной.

— Сколько радости доставляет нам их красота! Зелёный цвет действует успокаивающе на человека.

— Растения выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ. – Для животных растения являются домом и пищей.

— Люди тоже питаются растениями и продуктами, полученными из них. Многие растения – лекарственные. Ими человек лечится и из них делает лекарства.

— Волокна льна и хлопчатника иду на изготовление тканей.

— Не могут люди обойтись и без древесины, из которой делают бумагу и т.д.

— К сожалению, деятельность людей губит растительный мир природы.

— Как человек губит растения? (. . .)

— Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков и просто вытаптывают. И многие растения занесены в Красную книгу России: подснежник, водяной орех и другие.

— Каждый из нас должен беречь растения и соблюдать правила, находясь в гостях у природы:

1.Не срывать растения для букетов. Букеты делать только из растений, выращенных человеком.

2.Собирать лекарственные растения только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставлять в природе.

3.В лесу стараться ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать растения.

— Необходимо отдельно сказать о лесе!

— Леса называют – «лёгкие нашей планеты». Экологические проблемы в этой природной зоне связаны в основном с хищническим использованием лесов: с их вырубкой, с неумеренной охотой и браконьерством.

— Раньше людям казалось, что лесов очень много и вырубить их просто невозможно. Теперь стало ясно: леса в опасности!

— Нужно бережно относиться к лесам, по-хозяйски их использовать, а вырубленные леса обязательно восстанавливать.

— Послушайте стихотворение «Правила поведения в лесу».

1)Если в лес пришёл гулять, 3)Бабочки пускай летают, 4)Ты, человек, любя природу,

Свежим воздухом дышать, Ну кому они мешают! Хоть иногда её жалей.

Бегай, прыгай и играй, Здесь не нужно всех ловить, В увеселительных походах

Только, чур, не забывай, Топать, хлопать, палкой бить. Не растопчи её полей.

Что в лесу нельзя шуметь, Ты в лесу всего лишь гость. В вокзальной сутолоке века

Даже очень громко петь. Здесь хозяин – дуб и лось. Ты оценить её спеши.

Испугаются зверушки, Их покой побереги, Она – твой давний, добрый лекарь,

Убегут с лесной опушки. Ведь они нам не враги! Она – союзница души.

Не жги её напропалую

2)Ветки дуба не ломай, И не исчерпывай до дна.

Никогда не забывай И помни истину простую:

Мусор с травки убирать, Нас много, а она – одна!

5)Зелёные листья, вода и прохлада. . .

Зря цветы не надо рвать, Чтоб это разрушить, немногого надо.

Из рогатки не стрелять, Природу нам надо беречь и лелеять:

Ты пришёл не убивать! Копать осторожно, умеючи сеять,

Ловить и стрелять не подряд, а с умом:

Что нынче посеем, то завтра пожнём!

— Никогда не забывайте, что находясь в природе, вы находитесь в гостях у своего верного друга – природы. Поэтому не делайте ничего такого, что вы бы сочли неприличным сделать в гостях!

Правила охраны лесных массивов:

1.Не ломай ветви деревьев и кустарников. Ведь листья участвуют в дыхании и питании растений.

2.Не повреждай кору деревьев. Через ранку вытекает сок и могут проникнуть микробы и грибы – трутовики, которые вызывают заболевания и гибель дерева.

3.Не собирай берёзовый сок. Помни, что это вредит дереву!

4.Если в лесу разжигали костёр, обязательно тщательно потуши его и засыпь землёй. Маленький непотушенный уголёк может привести к пожару!

— 4 –

— Следующий наш блок посвящён животным.

— Для чего нужны животные? ( . . )

— Животные играют огромную роль в природе. Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Ведь животные опыляют растения и разносят их семена. Необходимы животные и людям. Не только потому, что дают продукты питания и ценные меха, но и потому, что все животные очень красивы и интересны.

(Идёт показ слайдов с изображением животных из Красной книги)

— Как же прекрасны творения природы! Ими бы только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство – все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли!

— Вырубая лес или загрязняя воду в реке, ЛЮДИ НЕВОЛНО ГУБЯТ МНОГИХ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ, ДЛЯ КОТОРЫХ ЛЕС ИЛИ РЕКА – ДОМ.

— Из – за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охотой одни животные навсегда исчезли – морские коровы, а другие стали редкими и на грани исчезновения. Занесены в Красную книгу.

— Люди обязаны спасти редких животных и беречь тех, которых ещё много, которые пока не внесены в Красную книгу.

— Людьми создаются заповедники, заказники, национальные парки – участки земли, где природа находится под строгой охраной. А также зоопарки.

— Меры, которые предпринимает человек по охране животных дают хорошие результаты, о чём свидетельствуют зелёные листы Красной книги, где представлены уже спасённые животные и растения. Например, в нашей стране – бобр, соболь, зубр, а в Китае – панда – сумчатый медведь.

Послушайте стихотворение «Береги природу»

1.Ты видел, в лебедей стреляли? 5.Я не хочу такого мира,

Ты видел, как они упали? Где всё так серо, всё уныло. . .

Скажи, а если б птицы знали Опомнись, вздрогни, человек.

И если б только понимали, Не долог на Земле твой век.

Что их полёт прощальным будет, Но что после себя оставим?

Их на заре подстрелят люди, И чем себя мы здесь прославим?

Скажи, они бы не летали? Убитой птицей на заре?

2.Наверно, даже если б знали Лесами чёрными в огне?

И даже если б понимали, И свалкой мусора огромной?

То всё равно взмывали ввысь. Иль атмосферою зловонной?

Ведь небо – это их стихия! Иль речкой с мёртвою плотвой?

Ведь небо – это их свобода! Полями с выжженной травой?

Ведь небо – это вся их жизнь! 6.Опомнись, вздрогни, человек!

3.А в небе – стая журавлей Перед природой ты в долгу,

Так грустно над землёй кружится. И славен будет пусть твой век

Земля. . . Скажи, что б стало с ней, Травой душистой на лугу,

Когда б на ней умолкли птицы? И трелью птиц весёлой, звонкой,

4.Тогда бы мёртвым стало небо. И шумным плеском родника,

И тишина в пустых лугах, И гроздями рябины тонкой,

И, может быть, колосья хлеба И синим глазом василька,

Не колосились бы в полях. И свежим ароматом трав,

И на полях уж не грачи, И рощи шумом, и дубрав . . .

А стаи чёрной саранчи.

— В природе всё взаимосвязано. Нет ни одного растения, нет ни одного насекомого, которые были бы не нужны. Микроскопическое происшествие на уровне мельчайших бактерий способно привести к необратимым последствиям в жизни людей.

Б. ЗАХОДЕР «Про всех на свете».

Все – все на свете, на свете все нужны! Плохие дела у кошки без мышки,

И мошки не меньше нужны, чем слоны. У мышки без кошки – не лучше делишки.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых, Да! Если мы с кем – то не очень дружны,

И даже без хищников злых и свирепых! Мы всё – таки очень друг другу нужны!

Нужны все на свете! Нужны все подряд – А если нам кто – нибудь лишним покажется,

Кто делает мёд, и кто делает яд. То это, конечно, ошибкой окажется!

— А теперь послушайте следующее стихотворение «Дикарь в лесу» и приготовьтесь прокомментировать ошибки «дикаря».

Хозяйка белочка в лесу Стал гнуть орешину – сломал,

Орехи собирала. Зажал под мышкой ветви,

Она в лесу том каждый сук Нашёл один орех – сорвал,

И каждый кустик знала. Сорвал второй и третий . . .

Однажды в лес противный тип Отбросил куст и, как медведь,

Пришёл с большой котомкой. Пошёл себе довольный.

Небрежно сбил ногою гриб А бедной белке и смотреть

И выругался громко. На это было больно!

— Итак, какие же ошибки допускал «дикарь» в лесу? (. . .)

— Давайте вспомним экологические правила поведения в лесу с животными :

1.Не разоряй птичьи гнёзда.

2.Не подходи близко к гнёздам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься около гнезда, не прикасайся к нему, а сразу уходи. Иначе птицы – родители могут насовсем покинуть гнездо.

3.Если у тебя есть собака, не пускай её гулять в лесу или парке весной или в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.

4.Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

5.Подкармливайте птиц зимой и делайте им домики – кормушки.

6.Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.

7.Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

8.Не разоряй гнёзда шмелей. Шмели – насекомые, численность которых в последнее время резко сократилась. Причина этого – широкое, неумеренное использование в сельском хозяйстве ядохимикатов, к которым шмели очень чувствительны; уничтожение шмелиных гнёзд при сенокошении; выжигание сухой травы на лугах, а также разорение гнёзд шмелей ради забавы.

9.Не разоряй муравейники.

10.Береги лягушек, жаб и их головастиков.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика