Экологическое краеведение 6 класс


Экологическое кареведение ( 6 класс).

Общая характеристика предмета

Интегративный курс «Экокраеведение» направлен на решение таких задач, как:

1) формирование у школьников целостного представления о природе;

2) представление знаний всех изучаемых предметов во взаимосвязи, осознания всеобщей связи явлений;

3) развитие взаимообогащения и взаимодействия понятий, явлений и закономерностей, рассматриваемых в естественнонаучных областях знаний;

4) использование экологических знаний для формирования экологической культуры и основ безопасности жизнедеятельности в окружающей среде.

5) формирование условий для развития краеведческих знаний;

Эколого-краеведческое содержание курса имеет законодательную базу, заложенную в Законе об образовании, Законе об охране окружающей среды, региональной концепции непрерывного экологического образования и воспитания школьников. Создание предмета эколого-краеведческой направленности обеспечивает реализацию, данных нормативных документов.

Отбор содержания для данного курса определяется образовательными стандартами. Содержательные модули различных образовательных областей увязаны в логике структуры курса и служат для обеспечения объяснений причинно-следственных связей между объектами и явлениями окружающей среды. При отборе содержания интегративного курса «Экокраеведение» реализуются следующие принципы:

— принцип преемственности;

— принцип межпредметной связи по горизонтали и вертикали;

— принцип научности;

— принцип целостности;

— принцип развития содержания от простого к сложному и от общего к частному;

Основу отбора содержания составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности.

Основной концептуальной проблемой данного курса является интеграция научных дисциплин в единый неразрывный блок для решения проблемы окружающей природной среды, а точнее пространственно – временных особенностей взаимодействия организмов со средой. Это взаимодействие происходит в различных зонально – природных и социально – экономических условиях, на уровне конкретных экосистем и геосистем, т.е. на определённой территории. Человек этой системы живёт не только в природной, но и техногенной, экономической и культурной средах, а экосистемы обретают территориальное выражение. Поэтому изучение территориально – дифференцированных форм взаимодействия человека со средой его обитания является наиболее актуальной. Доступность, и как следствие интерес изучения интегрированных дисциплин, учащимися обеспечивает регионально – краеведческий подход. Примеры из местной природы и местного хозяйства, очень оживляют изложение и делают его более понятным и доступным. Формируется ответственное отношение учащихся к окружающей природной среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания, мышления и экологически компетентного поведения. Содержание курса обеспечивает овладение системными знаниями о единстве природы, о взаимодействии человека и общества с природой, об экологических проблемах и способах их разрешения, способствует выработке основ экологически целесообразного поведения и деятельности, умений прогнозировать развитие экологических ситуаций и способов разрешения экологических проблем на уровне бытового поведения.

Данный курс позволяет более широко использовать такие формы работы как эколого – краеведческие экскурсии и полевые практики, обеспечивающие возможность применения теоретических знаний для выполнения практических заданий. Активные формы обучения способствуют реализации целей естественнонаучного образования, декларированных в соответствующих образовательных стандартах, как «проводить наблюдение за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений».

Экологическое краеведение включает в себя следующие разделы:

— изучение взаимосвязей, взаимообусловленностей и взаимодействий отдельных элементов природы в ландшафте (установление связей между рельефом, микроклиматом, характером горных пород, почвами, растительностью и т.д.);

— изучение процессов видоизменения природной среды человеческой деятельностью;

— изучение естественных процессов видоизменения рельефа, совершающегося на глазах у человека и под его влиянием;

— изучение географии населения и характеристика населённых пунктов (деревень, посёлков, городов);

— изучение хозяйственной деятельности населения, его отдельных занятий, сезонности работы в сельском хозяйстве, промыслах и промышленности, связей между природной средой и хозяйством, связей между отдельными сторонами хозяйственной жизни;

— изучение культурного наследия;

— составление комплексной эколого–географической характеристики района;

— приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов) и сохранении собственного здоровья (обеспечение жизнедеятельности в окружающей природной среде).

Основные требования к знаниям и умениям

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск научной информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

ориентироваться по карте;

проводить наблюдение за объектами литосферы и гидросферы, описание их на местности и по карте;

проводить наблюдение за состоянием атмосферы и погоды и их описание;

проводить наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями,

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;

наблюдения за объектами гидросферы, давать им географическую и экологическую характеристику;

проведения оценки водных ресурсов;

проведения определения качества окружающей среды;

описания растительности на местности;

Структура курса базируется на последовательном изучении учащимися окружающей среды, своего ближайшего окружения. Взаимосвязи «природа и человек» раскрываются последовательно в соответствии с логикой и структурой учебного плана, содержанием учебным предметов. Новый курс, по сути, направлен на формирование эколого-краеведческих знаний, а по логике имеет экологическую составляющую. Именно раскрытие всевозможных взаимосвязей позволяют реализовать учащимся свой познавательный интерес и найти ответы на вопросы: «Зачем? Отчего? Почему?»

Экологизация сознания происходит не только в результате овладения знаниями, но и практико-ориентированной деятельности по изучению экологической ситуации, и ее посильному улучшению. При таком взгляде на проблему становится, очевидным, что теоретическая экологическая подготовка обучаемых, получаемая при изучении, например, только основ общей экологии, – пусть и важное, но промежуточное звено в решении проблемы. Поэтому, особое внимание уделяется региональному компоненту экологического образования, который включает реальные экологические ситуации данной территории, а содержательную основу курсов составляют региональные и локальные экологические проблемы и порождаемая ими экологическая обстановка – факторы и условия, влияющие на ее состояние.

В основе современных отечественных курсов с экологической направленностью прослеживается несколько содержательных линий: человек – природное существо и член общества; разнообразие природного и социокультурного окружения человека; экологическое взаимодействие живых организмов с окружающей средой; труд и поведение человека в окружающей среде именно эти явления и становятся в главу угла краеведческих исследований.

Учебная программа курса конкретизирует место в учебном плане распределение учебных часов из различных образовательных областей, требующих актуализации краеведческих знаний.

Курс 6 класса – « Экокраеведение» формирует систему знаний о взаимоотношениях природы и человека, и представляет в совокупности взаимообусловленные знания, заявленные в образовательных стандартах, раскрываемые на объектах ближайшего окружения учащихся. Включает следующие модули:

1. Географический модуль – природно-климатическая характеристика Бурятии особенности рельефа; природные зоны на территории области; почвы; влияние деятельности человека на природу Бурятии; природно – территориальные комплексы, погодные условия; раскрытие положительной деятельности человека по преодолению последствий антропогенного вмешательства;

2. Биологический модуль – разнообразие условий и видового разнообразие на территории области, их причины; адаптации растений к разнообразным условиям; адаптации животных к разнообразным условиям обитания;

3. Экологический модуль – природные системы, их особенности, биологическое разнообразие, причины деградации и пути восстановления.

4. Социальный модуль – роль человека в изменении природных ландшафтов; Роль выдающихся людей – ученых преобразователей природы – В. Докучаева, Морозова и др. Редкие и охраняемые виды. Заповедники.

5. Культурологический модуль – природа родного края в литературе, живописи, музыке.

6. Модуль безопасности жизнедеятельности – навыки поведения в окружающей природной среде

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников, который полностью соответствует образовательным стандартам. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

34 часа

Введение

Краеведение как направление изучения истории, культуры и природы родного края. Источники получения знаний о природе, населении и хозяйстве. Организм и окружающая среда. Понятия: природная среда, окружающая среда, социальная среда. Значение естественнонаучных знаний в жизни человека. Значение знаний истории, культуры и природы родного края.

Общая характеристика Бурятии Первые поселения человека.. Освоение Воронежской земли. История образования Бурятии.. Географическое положение области.

Природа Родного края

Общие черты рельефа. Особенности ландшафто..

Почвенные ресурсы.. Почвенное плодородие. Роль живых организмов в формировании плодородного слоя. Почему В. Вернадский назвал почву биокосным веществом? Земля на вес золота. История изучения и сохранения Воронежских черноземов. Преобразователи природы..

Формы поверхности земли и хозяйственная деятельность. Карьеры, овраги, свалки – порожденные «раны» земли. Природоохранная деятельность в различных направлениях воздействия человека на почвенные покровы. Почвы как фактор «здоровья» природных сообществ и людей.

Климат и погода. Распределение климатических ресурсов по территории области.

Гидрологическая сеть. Родники. Естественные водоемы и искусственные водохранилища. Истощение и высыхание рек: причины и последствия.

Практические работы.

1. Оценка состояния природного водоема.

2. Паспортизация родника.

3. Исследование почвенного покрова территории школы.

Проект: Описание Бурятии стихамЛинховоина.

Природные ресурсы Бурятии

Климатические условия и видового разнообразие растений на территории области. Почему территория Воронежской области принадлежит к лесостепи? Адаптации растений к разнообразным условиям. Представители степной растительности. Типичные растения лесов. Растения пойм, лугов.

Формирование растительных сообществ по территории области. Фенологические наблюдения, народные приметы и хозяйственная деятельность населения.

Природные сообщества. Леса, дубравы, боры. История лесоразведения. Ученые – лесоводы.

Растения леса. Ярусное расположение растений в лесу. Представители растений и животных разных ярусов лесного сообщества. Лесная подстилка, ее обитатели и значение для леса. Причины ярусного произрастания. Лесная подстилка, ее обитатели и значение для леса. Приспособления животных к жизни. Примеры природного равновесия в лесу и причины его нарушения.

Растения и животные, нуждающиеся в охране (дикий тюльпан, ландыш майский, рябчик русский, куница, пятнистый олень, жук-олень).

Растительный и животный мир луга. Признаки луговых растений. Животные луга: насекомые. Природное равновесие в луговом сообществе и причины его нарушения. Редкие растения луга (купальница, горечавка, шпажник, кукушкин цвет и др.)

Растения и животные водоемов родного края. Приспособления растений к жизни в воде. Роль растений в жизни водоема.

. Нарушение природного равновесия в водоеме. Живые фильтры и санитары водоемов. Редкие обитатели водоемов (кувшинка белая, чилим, сальвиния, бобр, выхухоль, цапля, лебедь и др.).

Природа Воронежского края в художественных произведениях. Культурный, нравственный и духовный аспекты роли растений в жизни человека. Растения, которых боятся. Охраняемые территории. Памятники природы. Растения в легендах и преданиях; Воронежская природа в литературе, живописи, музыке.

Роль человека в изменении природных ландшафтов. Редкие и охраняемые виды. Заповедники.

Практические работы:

4. Определение видового состава растений, произрастающих в ближайшем окружении школьников.

5. Выявление анатомо-морфологических особенностей растений различных мест произрастания.

6. Определение видового разнообразия.

8. Растения – биоиндикаторы. Оценка состояния окружающей среды с помощью растений.

9. Создание школьного микрозаказника.

Культурное наследие края. История края в изделиях быта. Особенности народной игрушки, о чем рассказывает народный костюм? Сказы, былины. Песни родного края.

Методические рекомендации

Концепция регионального курса рассматривается как открытая региональная модель экологического образования школьников. Задача обеспечения устойчивого развития может быть решена скоординированными усилиями различных сил и структур, одной из которых является система непрерывного экологического образования. Поэтому важнейшей проблемой сегодняшнего дня является разработка и внедрение поливариантных региональных программ и моделей экологического образования.

Экологическое образование в соответствии с формулировкой “Национального плана действий по охране окружающей среды” рассматривается, как основа экологического благополучия общества и направлено на изменение мировоззрения и системы ценностей в направлении непрагматического взаимодействия с природой.

Региональная программа “Экологическое краеведение”

создана с учетом следующих идей:

Стратегия экологического образования предполагает: открытость

будущему; развитие и включение в процессы образования синергетических представлений об открытости мира, целостности и взаимосвязанности человека, природы и общества; стимулирование постоянного поиска и изменений, формирование новых ориентиров целей; личностную направленность процесса обучения; интеграцию разного рода информации и способов освоения мира, информатизацию образовательного пространства; развитие культуры

В открытой образовательной модели “знаниевая” парадигма, направленная на усвоение суммы знаний о себе и о мире, меняется на “ценностно-деятельностную”, ориентированную на освоение способов взаимодействия с миром и системы ценностей этого мира.

Ценностно-нейтральный характер знаний, проявляющийся в выделении и противопоставлении человека природе (окружающей среде), приводит к рационализму, потребительскому отношению. Переосмысление взаимоотношений человека и природы приводит к мысли о необходимости расширения круга экологических ценностей; включении в него объектов природы не как материальных субстанций, а как сожителей, соседей по Космосу, “нравственных субъектов”, с которыми надо считаться. Природа рассматривается как необходимое условие жизнедеятельности человека и гармоничного развития общества, источник всей материальной и духовной жизни, уникальное вместилище всей человеческой культуры.

Познание природы своего края позволяет в когнитивном опыте усилить восприятие тесной взаимосвязи процессов в природе, экономике и культуре, в эмоциональном опыте развивать чувство любви и осторожности в обращении с объектами природы, в практическом опыте ориентировать за экологически безопасный образ жизни.

Экологизацию содержания мы связываем не только с введением экологических терминов, но и с реализацией в программе мировоззренческой функции экологии. Экология приобрела статус мировоззренческой науки, определяющей состояние развития человека как индивидуума, человечества как элемента биосферы и самой биосферы в целом, стратегии перехода общества на путь устойчивого развития. В процессе изучения экологического краеведения ребенок учится соизмерять свои нужды и возможности природы, учитывать границ допустимого воздействия на природу и необходимость ее сохранения и воспроизводства.

Элементы экологической культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила поведения в природе. Культура, воплощенная в продуктах человеческого творчества, порождается проблемами. Экологические факты сообщаются школьникам в неполном виде с тем, чтобы дать возможность для ее дополнения жизненным опытом учащихся. Знания не только последовательно наращиваются по определенным программой линиям благодаря сообщению учителя, но и возникают спонтанно, непредсказуемо, открываются самими учащимися в процессе экологических наблюдений, экспериментирования, обмена мнениями. Особое внимание уделяется “ассоциативному познанию”, когда при изучении какого-либо объекта природы затрагиваются не только экологические аспекты, но и самые разные, в том числе и периферийные по отношению к основной целевой линии. Задача учителя – найти “точки соприкосновения” во всем многообразии информации, выявить логическое ядро. Включение в содержание противоречивых фактов и сведений побуждает ребенка мыслить, высказывать предположения, создавать свою модель, объясняющую мир.

Традиционное содержание курса природоведения направлено на изучение безличных объектов природы, выявление их значения в хозяйственной деятельности человека. В нашей программе “Экологическое краеведение” содержание переводится на личностно значимый уровень. Самобытный опыт (образ мира) ребенка складывается задолго до обучения и служит источником развития творческой индивидуальности (И.С. Якиманская).

Непосредственный опыт близок детям, позволяет интуитивно предсказывать, прогнозировать развитие событий, создает психологический фон для включения в организованную познавательную деятельность. Поэтому важно научить ребенка объяснять накопленный опыт, формировать субъектное восприятие и отношение к окружающему через понимание потребностей всего живого как своих личных.

4. Открытая образовательная модель предполагает интеграцию учебной информации и способов ее ввода в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия детей. Освоение ребенком мира природы осуществляется разными способами:

— по перцептивному каналу через восприятие информации в процессе наблюдений в природе, использование изобразительных пособий, видео-, теле- и мультимедийных средств;

— по практическому каналу через непосредственное практическое взаимодействие с объектами природы, экспериментирование;

— по когнитивному каналу через анализ вербальной информации, мысленное моделирование; по коммуникативному каналу через творческое общение со сверстниками.

Комитет по научно-техническому сотрудничеству СЭВ в поддержку экологического образования разработал целевую исследовательскую программу «Разработка содержания и методов образования в области окружающей среды», в которой выделены основные направления совершенствования экологического образования в средней школе и вузе. В программе отмечается необходимость всестороннего развития личности владеющей знаниями о взаимосвязи общественного прогресса и культуры природопользования, осознающей эстетическую, экономическую и познавательную ценность природы. Экологическое образование тесно связано с региональными вопросами. Поэтому изучение краеведческого материала дает возможность подкрепиь теоретические знания изучением объектов окружающей природы.

Методологической основой деятельности учащихся служит концепция школьного экологического краеведения в совокупности следующих основных идей:

1. Школьное экологическое краеведение – как междисциплинарный педагогический процесс организации различных видов деятельности обучающихся по изучению, сохранению и улучшению окружающей среды в своей местности.

2. Системная организация экологического краеведения в школе на основе принципов целостности, целесообразности, взаимосвязи локальных и региональных аспектов экологии, оптимальности.

3. Школьное экологическое краеведение как средство формирования экологической культуры учащихся через реализацию образовательных и комплексных организационно-деятельностных программ, построенных с учетом основных форм и способов эколого-краеведческой деятельности школьников.

4. Школьное экологическое краеведение как механизм реализации регионального компонента экологического образования.

Содержание включает в себя:

— знания о типичных экологических системах (природных и социоприродных) края и их особенностях, обучающиеся экологических проблемах в крае, их причинах, формах проявления, путях решения;

— умения интеллектуальные: специфические (оценка, прогнозирование, проектирование) и практические (в исследовательской и практически преобразовательной деятельности);

— отношение к природе, окружающей человека среде, здоровью, экологической деятельности.

Структура процесса определяется этапами эколого-краеведческой работы, их последовательностью: теоретической подготовки обучающихся, сбора эколого-краеведческой информации, коллективного анализа результатов краеведческих исследований, применения результатов эколого-краеведческих исследований, подведение итогов, обобщения и систематизации знаний обучающихся.

Организация обучения обеспечивается образовательной программой “Экологическое краеведение”, программами полевых исследований, организации различных видов деятельности обучающихся по изучению местных экологических систем, выявлению экологических проблем, поиску практической реализации путей их решения.

Образовательная программа “Экологическое краеведение” разработана с учетом природных особенностей Воронежского края, его истории и культурных традиций. Она способствует расширению представлений о предметах и явлениях природы и общественной жизни, изучению растительного и животного мира и истории родного края. Через участие в коллективных творческих делах формирует бережное отношение к богатствам природы и общества, развивает познавательные интересы и интеллектуальные творческие способности.

Для реализации программы используются все методы обучения, акцент делается на поисковых методах (эмпирических, социологических, теоретических) во взаимосвязи с источниками краеведения (вещественными и словесными).

Познавательная деятельность начинается с ориентировочно-исследовательской, основное значение которой заключается в обследовании изучаемого предмета, в получении разнообразной информации, необходимой для существования человека в среде обитания, и решении практических задач, которые он ставит перед собой.

Познавательная деятельность является важнейшей составляющей всех видов человеческой деятельности, которые определены в современной психологии (предметной, игровой, продуктивной, трудовой), так как человек в процессе любого занятия (игры, труда, рисования, конструирования) приобретает систему знаний о предметах окружающего мира и учится преобразовывать их (изменять, дополнять, располагать в пространстве, создавать новые варианты).

Развитие учащихся в процессе обучения требует выполнения определенных условий:

— для того чтобы возник познавательный интерес школьников необходимо использовать эмоциональную поддержку, которой может быть словесный или наглядный материал;

— для появления познавательного интереса в процессе учебной деятельности необходимо использовать уже имеющийся у них опыт, те знания, которые они получили в процессе жизни (в семье, через средства информации и пр.).

Процесс познания мира невозможен без ощущений. Всем известно значение чувственного познания – от него зависит развитие разнообразных сфер личности человека: познавательной деятельности (умения наблюдать, давать полную сенсорную характеристику объекту), личностных качеств (любознательности, внимательности и др.).

Организуя различные наблюдения, следует учитывать следующие правила:

— четко формулировать перед учащимися задачу наблюдения и более конкретные частные задачи;

— создавать условия для более результативного наблюдения;

— наметить план и способы наблюдений, продумать вопросы, которые могут помочь в выявлении существенных признаков;

— продумать возможности использования других анализаторов (слуховых, осязательных, обонятельных), создающих определенный эмоциональный образ.

Наблюдения должны создавать условия для развития эстетической эмпатии – умения понять другое существо, сравнить свои ощущения с ощущениями другого, например, животного и т.д. Расширение сенсорного опыта школьников связано с развитием умения наблюдать, рассматривать предмет со всех сторон, обобщать представления, которые получены чувственным путем.

Дидактическая игра имеет большое значение для уточнения и систематизации знаний, для развития основных компонентов учебной деятельности – умения действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиям других участников игры.

Развивающую роль в обучении школьников играют логические задачи – упражнения на сообразительность, на проверку умений сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать. Педагогическая ценность логических задач состоит в том, что при их решении стимулируется мыслительная деятельность. Логические задачи могут быть выражены в виде проблемных вопросов. Например, почему растения степи не могут выжить в пустыне? Проблема может быть выражена не только в виде вопроса, а «скрыта» от учащихся и представлена в самой формулировке задания. Например, с какими животными сравнивают иногда человека?

Решение логических задач предполагает выдвижение предположений, гипотез, создание атмосферы поиска, выбор доказательств.

Поиск способов активизации учебной деятельности, стимулирование познавательных сил и возможностей школьника привели к возникновению идеи проблемного обучения. Проблемное обучение предполагает активную исследовательскую деятельность учащихся, весь путь познания от начала и до получения результата он проходит сам, и поэтому каждое «открытие» какой-нибудь научной идеи становится для него личностно значимым.

Основной методический элемент проблемного обучения – создание проблемной ситуации. Для разрешения поставленной проблемы учащиеся должны приобрести, углубить, систематизировать новые знания и целесообразно их применить. Проблема, поставленная перед учащимися должна вызвать удивление, желание обязательно найти решение. Учебная ситуация должна содержать «конфликт», то есть возможность рассуждать, спорить, выявить правильность какого-то выдвинутого предположения.

Большое место среди методов обучения в курсе «Экологическое краеведение» отводится творческим заданиям. Учащиеся, выполняя творческие задания, могут воображать, придумывать, фантазировать, сочинять, преобразовывать образы окружающего мира. Л.С. Выготский писал: «Творческая деятельность делает человека существом, обращенным в будущее». Воображение (фантазия) – психический процесс, который заключается в сознании новых образов путем переработки впечатлений личного опыта человека. Чем выше уровень воображения, тем эффективнее творческая деятельность. Воображение – это привычка к собственным решениям, открытиям, поиску, это отход от образца и работа по собственному.

Разновидностью творческих заданий являются ролевые игры. Создание воображаемой ситуации можно выразить словами: «представьте себе…», «если бы…».






See also:
Яндекс.Метрика