Экологический урок-игра в 4-м классе Берегите природу


Экологический урок-игра в 4-м классе «Берегите природу»

Давиденко Ирина Борисовна, Учитель начальных классов

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе

Цели: через эмоциональное восприятие создать условия для воспитания бережного отношения к природе, необходимости охранять птиц и зверей.

Оборудование: слайды картин художников-пейзажистов, фонограммы (по сценарию).

I. (Звучит мелодия песни «Чистые пруды», ученик читает стихотворение).

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм —

С цветами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

Учитель: — Часто писатели, поэты, художники в своём творчестве обращаются к природе. В ней они находят созвучие своим мыслям, настроению, в ней черпают вдохновение.

— Посмотрите слайды картин художников пейзажистов.

(Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года «)

Учитель: — Почему же мы зачастую равнодушно скользим взглядом по пейзажу, изображённому знаменитым художником, стараемся, не читая, перелистать страницы с описанием природы в книге известного писателя, обходим вниманием стихи о природе? А часто ли мы любуемся красивым видом реки, леса, ночного озера, освещённого луной? Обычно нам «некогда». Часто мы и не знаем, какую радость может принести общение с природой.

Древние люди поклонялись матушке-природе. Они понимали, что полностью зависят от неё. Человек знал, что земля его поит, кормит, обувает, одевает, веселит и карает. Но постепенно человек стал отгораживаться от окружающего его мира. Действительно, всё чаще мы видим неухоженные поля, горы мусора, загрязнённые реки, высохшие озёра, вырубленные леса. Мы дышим отравленным воздухом и едим отравленные «удобрениями» овощи и фрукты.

(Звучит ритмическая музыка. Выходит группа ребят, ведёт непринуждённый диалог)

Эй, вы там, как живёте?

Хорошо живём.

Школьные проблемы решаете?

Решаем.

А что, много проблем?

Хватает.

Как вам дышится?

Отлично.

Как вам плавается?

Прекрасно.

А как гуляется на природе?

А где природа?

Вот с такого вопроса мы и решили начать наш разговор о защите окружающей среды.

Природа безмолвна, но на нашем турнире мы дадим ей дар речи. Сейчас в эфире «Там-там новости».

(Выходят мальчик и девочка, садятся к экрану телевизора. Фонограмма позывных.)

Мальчик: — Начинаем экстренный выпуск экологических новостей. Подсчитано, что за день на Земле исчезает 100 видов растений и животных. Сокращается площадь леса на 15 миллионов гектаров. Превращаются в пыль миллиарды тонн почвы. 60% болезней людей — это производные от состояния экологического напряжения.

Девочка: — «Покорять природу и не ждать от неё милости»- это лозунги не столь далёкого времени сделали своё недоброе дело. Из богатейшего набора фауны и флоры исчезли многие виды. Даже ландыш сегодня стал редкостью и воспринимается как чудо.

Мальчик: — Настало время задуматься над вопросом: выживут ли будущие поколения землян? Смогут ли дети XXI века купаться в реке, гулять в лесу, видеть звёзды и вдыхать аромат цветов?

Девочка: — Реки загрязнены нефтепродуктами и фенол ом.

Мальчик: — А сколько бродячих собак и кошек в нашем селе! Какое же сердце надо иметь, чтобы выгнать своего ранее любимого четвероногого друга! Ребята! Прежде чем завести собаку или кошку, подумайте над тем, хватит ли у вас терпения воспитать их? Запомните слова писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручаем».

Девочка: — У меня в руках Красная книга. Все знают, что в неё заносятся редкие и исчезающие растения и животные. Некоторые из них остались в единственньгх экземплярах. Нам бы очень хотелось, чтобы таких книг болыне не выходило.

Учитель: — Давайте вспомним растения, которые занесены в Красную книгу. (Облепиха, мать-и-мачеха, пижма, бадан.)

(Дети показывают рисунки этих растений.)

Учитель: — Сегодня мы проводим экологический турнир между командами «Родничок» и «Капелька». Каждой команде досталось вот такое облетевшее «деревце». За каждый правильный ответ на нём будут «распускаться листочки».

— Я хочу напомнить вам слова великого сказочника Г.Х.Андерсена: «Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок». Предлагаю I тур, который мы посвятим цветам.

1 ТУР

Викторина «Ромашка»

— На каждом лепестке чудесного цветка ромашки записано задание.

1. Я поэт, зовусь я Цветик, От меня вам всем приветик.

Из какого произведения ?ти стихи? (Н.Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»).

2. «Есть такое твёрдое правило. Встал поутру, умьшся, привёл себя в порядок и сразу же приведи в порядок планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это скучная работа, но совсем не трудная».

— Из какого произведения эти слова? (А.Сент-Экзюпери «Маленъкий принц»)

3. Продолжите стихотворение:

Колокольчики мои, Цветики степные!

4. Эти простые цветы похожи на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Созревшие их семена собраны в лёгкий пушистый шарик. Дунешь на шарик — полетят в воздухе лёгкие семена.

— О каком цветке идёт речь? (Одуванчик)

5.

О ней поют поэты всех веков,

Нет в мире ничего нежней и краше,

Чем этот свиток алых лепестков,

Раскрывшийся благоуханной чашей

О каком цветке идёт речь? (О розе)

Кто написал сказку «Каменный цветок «? (П.П.Бажов)

Какой сказочный персонаж родился в цветке? (Дюймовочка)

Какой необыкновенный цветок описал С.Т.Аксаков? (Аленъкий цветочек) Задание для гостей:

Какой цветок полицейские всего мира считают врагом? (Мак)

II ТУР

Учитель: — Сегодня у нас есть возможность увидеть живые картинки. Сейчас перед вами развернётся выставка работ очень известных художников, а вы должны вспомнить точное название оригинала и имя художника.

III ТУР

Учитель: — Чтобы любить природу, нужно её знать. Проведем конкурс «Знатоки природы».

Задания для команды «Родничок»:

1. В Древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детёныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверёк очень доверчив. (Белка)

2. Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. (Кузнечик)

3. Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной они ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Летом поедают большое количество гусениц и жучков — листоедов. (Скворец)

Задания для команды «Капелька».

В России этого жучка издавна называли «солнышко». Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный, — никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. {Божья коровка)

Время цветения этого кустарника апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко — красные и сидят прямо на стволе и ветках. В названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь. (Волчъя ягода)

Кто не удивляется их трудолюбию и терпению. Ежегодно они могут приносить с свой дом килограмм всякой добычи, около 100000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но они разводят, как пастухи массу тлей — в этом их вред, который, однако, очень мал по сравнению с пользой. (Муравъи)

Учитель: — Какой же конкурс без призов! Но не беспокойтесь по этому поводу. Мы нашли целый клад. Будут награждены все достойные.

Команде победительнице — «Драконов зуб» (чеснок)

Проигравшим — «Поточим зубки» (морковь).

Учитель: Вот и закончился наш турнир. Не важно, кто победил, главное, чтобы вы поняли, что совершенно необходимо не дать погибнуть тем представителям фауны и флоры, кто ещё жив. Ибо, махнув рукой на одних, мы создаем неизбежную цепь потерь и, в конечном счете, можем оказаться на планете в одиночестве.

Песня «Просьба» (исполняет группа ребят)

Ученик: — Но мы верим — настанет час, когда люди будут гордиться свежими листьями, росой и ночной прохладой, чистым небом и прозрачной водой. Ведь именно это- главное. Тогда человек с полным правом сможет считать себя хозяином на Земле.

Учитель: — Ребята, я хочу вам напомнить слова А.Барто: » Я сорвал цветок — и он завял, я поймал жука — и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку — и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем». Ребята, что значит, по-вашему, «прикоснуться к красрте природы сердцем»?

(Радоватъся всему живому; улыбаться бабочкам и цветам; знать, что это нужно беречъ, любитъ; ощутитъ эту красоту)

— Каждый ли человек может прикоснуться к красоте природы сердцем?

(Каждый, если он только этого захочет, будет к этому стремиться, будет работать иад собой)

Учитель: — И нам, ребята, необходимо как можно чаще прикасаться к красоте живой природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело. Спасибо всем за участие в нашем турнире! Берегите природу!






See also:
Яндекс.Метрика