Экологический компонент уроков русского языка


Экологический компонент уроков русского языка в начальной школе

Буданова Светлана Николаевна

МАОУ СОШ №22 г. Тамбова

Президент РФ Владимир Путин своим указом объявил 2013 г. Годом окружающей среды. Сделано это с целью обеспечения экологической безопасности, улучшения качества жизни и формирования экологической культуры населения.

Формирование экологической культуры обеспечивается специально созданным образовательным пространством, обеспечивающим присвоение детям совокупности специальных знаний, умений и навыков, формирующих экологическое сознание и мышление, экологическую потребность, развивающих эмоциональную сферу, природосообразное поведение и деятельность. Экологическая культура – конечная цель экологического образования и воспитания.

Содержание экологического образования реализуется через межпредметные связи. Каждый предмет, изучаемый в начальной школе, можно использовать для приобщения детей к работе по охране окружающей среды, усвоению норм отношения человека к окружающему миру, знакомству с законами природы.

Анализ программ, учебников по русскому языку позволяет сделать следующий вывод: данный предмет обладает большим нравственно-экологическим потенциалом, ввиду использования дидактических материалов экологического характера.

Представим виды заданий на уроках русского языка в 3 классе (УМК «Планета знаний», учебник «Русский язык» авт. Л.Я. Желтовская). Авторы учебника предлагают тексты упражнений, в том числе взятые из журнала «Юный натуралист», по темам

-животный мир — «Кукушка», «Морские свинки», «Какаду», «Басук», «Пингвины», «Кувшинка», «Рыбы» «Заяц-беляк», «Медведь».

-мир растений- «Ветка тополя», «Ива», «Мед» (с. 32 упр.25), «Липа» «Подорожник»(с. 94 упр.10 ч.2), «Мать-и-мачеха» (с.122 упр.7 ч.2), «Разговор деревьев»

Тексты, представленные в упражнениях, являются не только иллюстрацией языкового явления, но предусматривается работа по теме, идее произведения, выражению собственного отношения к теме.

Наибольший интерес вызывают у детей творческие виды работ: изложения («Свет осени», «Долгожданная зима», «Диковинная береза») и сочинения («Любимый сердцу уголок», «Первый снег», «Как сделать кормушку»).

Словарную работу я выстраиваю так же с использованием текстов нравственно-экологического содержания. Так слова «корзина», «костёр», «растение», «природа» объединены в группу, к которой прилагается текст

«В походе»

Ученики (ученик) собрали рюкзаки (рюкзак), взяли палатки (палатка) и отправились в субботу (суббота) в поход. Не забыли они и корзины (кор-зи-на) для ягод (ягода) и грибов. К вечеру корзины были полны. Пора разводить костёр (кос-тёр). Осторожно, рядом лекарственные растения (рас-те-ни-е). Берегите (бе-речь) природу (при-ро-да)! (Прим. В скобках указаны ранее изученные и новые словарные слова)

Экологический компонент уроков русского языка позволяет решить задачи экологического образования на четырех взаимосвязанных уровнях: научный (интеллектуальный), нормативный, эмоционально-ценностный, деятельностный.

Использованная литература:

Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002.

Желтовская, Л.Я. Русский язык: учебник для 3 класса четырехл.нач.шк. : В 2ч./ Л.Я. Желтовская. – М.: АСТ:Астрель, 2012

Снакин, В.В. Экология и охрана природы: Словарь-справочник. / Валерий В. Снакин. / Под ред. акад. А.Л. Яншина. – М.: Academia, 2000.






See also:
Яндекс.Метрика