Экологический аспект на занятиях по географии


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15»

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

учитель географии МАОУ «СОШ №15»

I квалификационной категории

Миннебаева Ф.М.

г. Набережные Челны

2012г

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Проблема состояния окружающей среды в настоящее время приобрела исключительно важную роль и выросла до глобального значения. Теперь уже невозможно, рассказывая о природе, не учитывать влияние человеческого фактора на ее состояние. Но, изменяя окружающую среду, человек сам оказывается под влиянием этой измененной им (часто не в лучшую сторону) природу.

В той или иной степени загрязнена вся окружающая нас природа: воздух, вода, почвы. Разница лишь в количестве и качестве загрязнения. В одних местах идут кислотные дожди, гибнет рыба в водоемах, в других критический момент еще не наступил, но может начаться. Проблема стала многогранной и всеобщей, но наибольшей остроты она достигла в крупных населенных пунктах. Современный город с разнообразными сооружениями, строениями, техническими покрытиями и исключительно большой плотностью населения представляет очень сложную природно-техническую систему, которая непременно растет количественно и постоянно изменяется качественно.

Урбанизация привела к резкому и быстрому изменению естественного ландшафта и превращению его в особый, максимально преобразованный человеком, «городской» или «техногенный» ландшафт. Влияние города на природу распространяется далеко за пределы его территории, но особенно сильно оно сказывается в его внутренней застроенной части. Поэтому на жителей города, на их деятельность и продукцию действуют новые, сильно трансформированные природные факторы, еще плохо изученные и не всегда благоприятные для здоровья населения. А здоровье человека — это важнейщий общественный ресурс, не только социальный, но и экономический.

Безусловно, решать сложнейшие проблемы загрязнения и изменения природной среды будут квалификационные специалисты разных отраслей науки и техники. Но каждый человек теперь просто обязан знать о сложном устройстве и функционировании природы и о собственной ответственности за ее состояние. Необходимо всеобщее экологическое воспитание всего населения: и детей, и взрослых. Экология — это новый образ мышления, которому еще надо учиться. Каждый должен усвоить, что мыть машину в реке, оставлять мусор, консервные банки и бутылки в лесу, удобрения на полях — это преступление перед природой.

С неблагоприятной экологической обстановкой России необходимо знакомить учащихся общеобразовательных школ, особенно учеников 6 — 9 классов. Учащиеся общеобразовательных школ должны усвоить основную заповедь человека в отношении природы — не навреди. Вооруженные экологическими знаниями учащиеся могут устанавливать причинно- следственные связи между определенными природными явлениями и делать экологический прогноз.

Исходя из этих соображений, я начала включать элементы экологических знаний в школьный курс географии, используя принципы научности, доступности, систематичности и последовательности.

Примеры включения экологических знаний на уроках географии

Кл.

Тема

Урок

Экологические знания и умения

6

Гидросфера

Мировой круговорот воды в природе

Последствия загрязнения пресных вод. Меры борьбы за чистоту пресных вод.

6

Атмосфера

Атмосфера, ее строение и состав. Изучение атмосферы.

Изменение состава атмосферы под воздействием хозяйственной деятельности человека.

6

Организмы на Земле

Влияние человека на распространение растений и животных

Знакомство с Красной книгой.

7

Атмосфера и климаты Земли

Воздушные массы. Постоянные ветры. Циркуляция атмосферы

Используя схему воздушных течений, выяснить причины возникновения озоновых дыр Северного и Южного полюсов.

7

Африка

Антропогенные природные комплексы

Наступление пустыни Сахара на африканские саванны. Причины исчезновения видов животных и растений: разрушение среды обитания.

7

Австралия

Австралийский Союз

Подавление местной фауны завезенными из Европы животными.

7

Южная Америка

Антропогенные природные комплексы

Сокращение площади лесов в бассейне Амазонки.

7

Северная Америка

Антропогенные природные комплексы

Эрозия почв, вызванная чрезмерной эксплуатации прерий. Работа по восстановлению поголовья бизонов.

8

Климат

Климат и человек

Потепление климата в связи с увеличением содержания СО2.

8

Почвы

Почвы и человек

Эрозия почв в России. Засоление черноземных почв.

9

Центральная Россия

Уральский район

Хозяйство Центральной России и Урала

Брянская, Орловская Смоленская области зона радиационного заражения в результате аварии на Чернобыльской АЭС

10

Взаимодействие природы и общества

Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества

Химическое, тепловое, радиационное, шумовое, биологическое загрязнение.






See also:
Яндекс.Метрика