Экологическая тропа-интерактивно-методическая форма экологической педагогики


Орехова Т.Г. учитель биологии

Денисова Г.П. учитель начальных классов

Статья «Экологическая тропа — интерактивно-методическая форма экологической педагогики»

В условиях глубокого экологического кризиса усиливается значение экологического образования и экологической культуры в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка.

Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.

Экологическая культура- это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.

Экологическое воспитание сегодня – одна из важнейших задач общества и образования. Во многих регионах России принят Закон «Об экологическом образовании», новые ФГОС начального образования также включают в себя программу экологического образования и воспитания школьников. Все это предусматривает создание системы непрерывного экологического образования и является основой для поиска и разработки эффективных средств воспитания экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознавать свое место в природе. Заложенные экологические знания и умения в начальной школе послужат базой или фундаментом дальнейшей экологической и культурологической грамотности.

Система непрерывного экологического образования направлена на формирование экологической грамотности учащихся не только на уроках окружающего мира и краеведения в начальной школе, но и во внеурочной деятельности, совместно с учителями предметниками (биологии, экологии, химии), родителями, с привлечением учреждений дополнительного образования (кружки, секции и т.д.). К сожалению, в настоящее время учебные заведения испытывают острую нехватку социально-ориентированных наглядных пособий и экскурсионных маршрутов по экологическому образованию и просвещению.

Актуальным временным приоритетом является разработка новых интерактивных художественно-психологических методических форм экологической педагогики. Последние ориентированы на развитие эмоционально-чувственного отклика ребёнка в общении с окружающей природой,которое может начинаться с малого-с выращенного комнатного растения,с посаженного деревца на пришкольном участке.Все,что окружает нас, может являться основой для формирования экологической грамотности учащихся.Немаловажную роль в экологическом воспитании играют созданные руками детей пришкольные участки, которые можно использовать в разных направлениях воспитания и обучения: уроки, экскурсии, практические занятия, сезонные фенологические наблюдения (включая летние задания),создание собственных проектов и творческих работ, сбор и заготовка раздаточного и демонстрационного материала, экологическая тропа.

На пришкольном участке нашей школы растут растения, завезенные из разных природно-географических зон. Учащиеся заинтересовались историей появления их, условиями жизни, ухода, значения. Они активно включились в поисково-исследовательскую работу, итогом которой стало создание экологической тропы. В результате этого выиграли и воспитание, и обучение, оптимизировался учебно-воспитательный процесс.

Экологическая тропа

«Экзотические растения пришкольного участка»

Цель:

-изучение природных объектов окружающей среды и формирование ответственного отношения к природе.

Задачи:

-познакомиться с экзотическими растениями участка, особенностями их произрастания;

-расширить кругозор учащихся о многообразии растительного мира по природно-географическим зонам;

-научить вести фенологические наблюдения за растениями;

-побуждать учащихся к поисковым и творческим видам деятельности по возобновлению и охране природы.

Мы обозначили основные направления работы на данной экологической тропе:

1.Наблюдения. Внимательно вглядываться в окружающий мир природы, замечать интересные факты. Основной объект наблюдений та природа, которая непосредственно окружает нас.

2.Изучение серьезных вопросов, ответы на которые лучше попытаться найти самим, проведение мониторинга по оценке состояния реликтовых растений (визуальная экологическая оценка).

3.Созидание. Ученик не должен быть только наблюдателем. Для ощущения своей неразрывной связи с природой он должен быть созидателем, т.е. принимать непосредственное участие в решение экологических проблем. Продолжать создание коллекции реликтовых растений пришкольного участка и традиций школы.

4.Сбор исторических фактов о создании пришкольного участка.

При выборе маршрута экологической тропы мы учитывали основные условия:

-доступность маршрута для посещения учащимися, например близость к школе, пришкольному участку;

-посещаемость маршрута тропы местным населением, возможность использования для туристических экскурсий (областные и районные семинары учителей биологии);

-эстетическая выразительность окружающего ландшафта и информационная емкость маршрута.

При определении общей протяженности тропы исходили из возрастных особенностей мышления и внимания младших школьников. Данная экологическая тропа представляет собой маршрут, объединяющий 7 экзотических объектов, завезенных на пришкольный участок в разное время из разных мест их произрастания.Каждая этно-экологическая точка маршрута выделена из окружающего пространства специальным оформлением, сочетающим экологическую информацию (, таблички, подписи) с научно-художественно поданным этнографическим материалом.Продолжительность одной экскурсии 35-40 минут, оборудованный маршрут длиной около 300м. Использовать экологическую тропу могут — педагоги и учащиеся, при изучении и исследовании разнообразных объектов и явлений природы, при знакомстве с богатством и разнообразием флоры нашей Земли, при знакомстве с удивительным миром природы. Кроме этого, своими глазами видят изменяющиеся антропогенные воздействия на объекты природы, на сообщества.

Маршрут экологической тропы включает в себя следующие древесно-кустарниковые экзотические объекты:

1.Венгерская сирень

2.Амурский бархат

3.Туя западная

4.Голубая ель

5.Кедровый стланик

6.Магония падуболистная

7.Лиственница сибирская

На каждой остановке экологической тропы дается морфологическая, систематическая и экологическая характеристики природного объекта, ведутся фенологические наблюдения.

Кроме того, учащиеся рассказывают найденные легенды, сказания о растениях, читают стихи, загадывают загадки, знакомят с ролью растений в природе и жизни человека.

Собранный материал по экологической тропе можно использовать не только на уроках окружающего мира, но и других: литературного чтения, ОБЖ, ИЗО, а также на внеклассных мероприятиях.

За каждым растением учащиеся ведут тщательные фенологические наблюдения (фенология- наука, изучающая сезонные явления природы). Измеряют глубину снежного покрова, наблюдают за особенностями ствола, коры деревьев, особенностями почек, описывают общее экологическое состояние объекта, выявленные признаки учащиеся записывают в специальный лист наблюдения. Учатся делать выводы о причинно-следственнных связях природных явлений, получая, таким образом, навыки исследовательской работы и проектной деятельности.

Экологическая тропа работает в течение всего учебного года.

Учащиеся начальной школы продолжают традиции школы по благоустройству пришкольного участка, расширяя экологическую тропу: в 2010 учебном году к 9 Мая была заложена «Аллея Ветеранов» из голубой ели, а 1 сентября — «Аллея Первоклассника» из бальзамической пихты. В 2011году заложен питомник по выращиванию лиственницы в количестве 1000 штук по программе «ЭКОкислород.» Так решается экологическое направление тропы – созидание. Совместно с учителем учащиеся ведут летопись участка. В ходе поисковой работы установлены и отражены сведения о появлении первых зеленых насаждений на участке, а в настоящее время фиксируются даты и события текущей работы.

По итогам года была дана положительная оценка эффективности действия экологического маршрута.

Показатели эффективности действия экологической тропы:

1.Изучая биологию редких растений, учащиеся незаметно осваивают нужные биологические понятия, расширяют область познания.

2. Развивается познавательная и творческая активность учащихся. Ребята стали интересоваться историческими, литературными фактами, например, какие легенды и предания связаны с данными растениями, народные приметы и сказания, а также изучили массу сведений о том, как можно использовать растения в виде лекарственного сырья. Учащиеся самостоятельно создают проекты: «Растения в легендах и преданиях», «Здоровье без лекарств», «Народные приметы о растениях».

3.Решаются вопросы трудового воспитания через организацию акций по уборке и очистке пришкольной территории.

4.Ежегодное проведение на базе положительного опыта тропы школьных, районных, областных семинаров.

5. Уроки общения с природой доставляют учащимся эмоциональное удовлетворение, способствуя тем самым заложению основ духовно—нравственного воспитания.

6. Благоустраивается пришкольная территория, формируются новые объекты тропы силами и средствами учащихся, родителей, местными властями.

7.Формируются основы экологической грамотности и культуры младших школьников.






See also:
Яндекс.Метрика