Экологическая тропа методическая разраьотка


Цель

Задачи

Создание эколого-краеведческой тропы;

изучение редких растений Жарин бугра.

воспитание у детей экологического самосознания; бережного отношения к окружающей среде, чувства товарищества и милосердия, способности действовать в экстремальных ситуациях, способствующее физической закалке и укреплению здоровья, уборка территории экологической тропы от мусора;

формирование и развитие  исследовательских навыков;

развитие познавательной, творческой и общественной активности школьников в ходе эколого – краеведческой  деятельности;

формирование чувства бережного отношения к природе и истории родного края;

Продолжитель-ность

  3 года

 ВВЕДЕНИЕ

Пешеходный маршрут «Эколого-краеведческая тропа» разработан с учётом природных и исторических особенностей местности, возможностей школы и направлен на  формирование у школьников  потребности бережного отношения к природе, создаются предпосылки для  практического изучения предметов естественнонаучного цикла. Объект экскурсии — Жарин бугор. Жарин бугор — природный объект расположен на территории Расковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области. Протяжённость маршрута – около 2,0 км. Продолжительность похода 2 часа. Возраст участников экскурсии – школьники 3-4 класса. Назначение тропы весьма разнопланово: учебно-познавательное, формирование навыков рекреационного природопользования, проведение занятий по спортивному ориентированию и др. На тропе кроме природных объектов, есть объекты, имеющие богатое историческое прошлое нашей местности,. Есть возможность ознакомиться не только с типичными и редкими природными объектами, но и обнаружить курганы катакомбной культуры и захоронений бронзового века. Такой набор объектов изучения на тропе расширяет возможности учебно-воспитательной работы на маршруте средствами краеведения.

Актуальность эколого-краеведческой тропы обусловлена важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе и формированием экологической культуры, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой. Центром воспитательной деятельности по эколого-краеведческому воспитанию должны стать музейный уголок, уроки краеведения, экологии, технологии. Музейный уголок — это творческое сотрудничество учителей и учеников, он должен стать  многолетним хранителем и продолжателем лучших традиций школы в эколого-краеведческом направлении, а также воспитывать у учащихся уважение к прошлому своей Родины, своего района, села, школы.

Подготовка к созданию учебной экологической тропы включала в себя организационный, теоретический и практический этапы.

1. Изучение участка природы — планируемого маршрута тропы, краеведческой литературы, определение возможных вариантов маршрута.

2. Определение маршрута тропы с учетом требований, составление схематического плана с нанесением всех остановок.

3. Организация учащихся по созданию учебной экологической тропы:

а) организационная работа:

— формирование групп учащихся 3-4 классов

б) теоретическая подготовка учащихся:

— формирование экологических знаний о компонентах природы и объектах, о взаимосвязях в природе: нормах, и правилах поведения в природе и способах ее охраны;

— формирование у учащихся потребностей общения с природой, бережного отношения к ней, заботы о ее состоянии в настоящем и будущем;

в) практическая деятельность:

— разработка маршрута и составление карты-схемы;

— маркировка тропы, разметка остановок;

При определении общей протяженности тропы мы исходили из средней продолжительности одной экскурсии для школьников/ примерно 2-2,5 часа. Этому соответствует маршрут длинной около двух километров

Создание тропы школьников дает педагогам возможность моделировать различные жизненные ситуации, решение которых требует от подростков, творческого подхода, активной деятельности, задания по оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждает детей использовать знания, полученные в школе. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательного отношения к природе.

Этапы реализации

этапы

сроки

краткое описание

1-й,

Подготовительный

2008-2009 учебный год

Согласование и распределение ролей и

функций участников . Составление

маршрутной карты.

Составление индивидуальных планов

исследований.

Проведение исследований.

Промежуточный отчет участников о

проделанной работе.

2-й,

Основной (исследовательский)

2009-2010 учебный год

Изготовление маршрутных указателей

Составление экскурсионных  текстов и

сценариев.

Продолжение наблюдений за редкими

растениями.

Корректировка индивидуальных

исследовательских работ.

3-й,

Итоговый

(внедренческий)

2010-2011 учебный год

Проведение экскурсионных походов

по тропе.

Подведение итогов работы.

Планирование дальнейшей работы в

данном направлении.

Маршрут эколого-краеведческой тропы «Жарин бугор» (Приложение1)

1 —  Музейный уголок школы  

2 — Игровая поляна

3 — Сказочная поляна 

4 — Лесной массив

5 — Высокая точка южного склона Жарин бугра

6 — Овраг

7 — Зелёный класс

План проведения:

Организационный момент: определение темы, постановка цели и задач маршрута.

Деление обучающихся на группы, непосредственное выполнение заданий:

— Выбор маршрута экологической тропы — группа «Исследователи»

— Составление картосхемы маршрута — группа «Картографы»

— Оформление и благоустройство тропы — группа «Художники»

— Формирование правил поведения на тропе — группа «Экологи»

— Изучение исторического прошлого «Жарин бугра» — группа «Историки»

— Наблюдение за редкими растениями: тюльпанами Шренка, касатиками — группа «Ботаники»

— Описание экскурсионных объектов — группа «Журналисты»

— изучение состава почвы – группа «Почвоведы»

— Проведение спортивных игр и мероприятий — группа «Спортсмены»

1.Маршрут эколого-краеведческой тропы состоит из 7 станций .Протяженность маршрута 2 км . Команды проходят все станции по своему маршрутному листу. На каждой станции учащиеся выполняют задания. Результат записывают в маршрутный лист.

Линейка

1уч. Мартынова Кс Наша тропа началась с линейки, где мы обсудили правила поведения на тропе и ТБ .

2уч. Адяева М. 1 станция  Музейный уголок школы  

Группа «Историков» рассказала нам об историческом прошлом Жарин Бугра, а помогли ученики старших классов, которые занимались исследованием исторического прошлого Жарин Бугра и собрали очень интересный материал .

3 уч.Марочкин. Мы узнали, что раскопками археологов, проведёнными в 1979-х годах, выявлено, что долгое время Жарин Бугор служил нашим предкам кладбищем. Вскрыв несколько курганов, специалисты обнаружили могилы людей катакомбной культуры средне — бронзового времени, которые жили в наших краях примерно 4 тыс.лет т. н. Захоронения представителей срубной культуры позднее — срубного времени, это уже — 3,5 тыс. лет т. н. А под одним из курганов были найдены останки сармата принадлежавшее, вероятно, ему оружие – железный меч и бронзовые наконечники двух стрел для лука. Это уже, примерно, 2,5 тыс. лет т. н. Газета «Не за тридевять земель»

Материалы данной экспедиции хранятся в областном музее краеведения. (приложение2)

4 уч Тулякова.А также мы узнали, что Жарин бугор имеет непосредственное отношение в российской авиации. Именно на склонах Жареного бугра в1926 году знаменитый конструктор Олег Константинович Антонов испытывал свой первый летательный аппарат (приложение 3)

5уч Гаврилова. В 1953 г. у Жарина Бугра разместился учебный центр Саратовского

аэроклуба. В мае 1955 г. сюда с группой курсантов прибыл Юрий Гагарин. Здесь будущий первый космонавт планеты совершил первый прыжок с парашютом и на самолете Як-18 совершил свой первый самостоятельный полёт (приложение 4).

6учМартынова. Предполагают, что«в прошлые столетия тут должен был находиться сторожевой пост. Ведь с Жарина Бугра прекрасно просматривается часть правого берега Волги, где проходила Ардабазарная торговая дорога. Видны подходы к реке со степной стороны.

От зоркого глаза караула не скрылись бы недруги, направлявшиеся к Первому Саратову, если он действительно стоял в своё время у устья Гусёлки. Да и позже отсюда легко могли контролироваться важные тракты – Московский и Симбирский.

Газета «Не за тридевять земель»

2 этап — Игровая поляна ( приложение5)

7 уч Керимов На игровой поляне проходили спортивные игры, соревнования, подготовленные группой «Спортсмены»

3этап — Сказочная поляна ( приложение 6)- это изюминка нашей тропы.

8 уч Сылкина Поляна расположена на юго-восточном склоне Жареного бугра. Мы расположились на поляне , за которой наблюдали 3 года. На поляне размером 100*150м ежегодно распускаются тюльпаны Шренка (Тюльпан Геснера), касатики( ирис низкий) различных цветов. Участок является целинным, не подвергался распашке. Соседние участки ранее подвергались распашке, поэтому тюльпаны встречаются в малом количестве. Группа «Ботаников» цветной разметкой выделили участки размером 1 х 1м. с характерной луговой растительностью, тюльпанами Шренка, ирисами (касатиками). Выполнили задания:

— определяли по Красной книге Саратовской области охраняемые растения

— Собирали гербарии , часть из которых отдали в областной экологический центр

— Определяли на заданном участке количество редких растений.

— Экологическая группа «Ботаников» сделала сообщения о своих наблюдениях за данной поляной с 2009 года

9 уч Непряхин Сразу после таяния снега в апреле — мае я уже третий год хожу на свою сказочную поляну. Это восточный склон Жарин бугра, который в мае пестрит тюльпанами и ирисами. На поляне я разметил 3 участка размером 1 х 1м. и сосчитал количество тюльпанов на каждом участке. Вот что у меня получилось.

Таблица наблюдения за количеством Тюльпана Шренка за 2010год

№ участка

Кол-во

тюльпанов

1

14

2

12

3

16

Среднее знач.

14

Чтобы не забыть это место, на каждом участке я вбил колышек.

Таблица наблюдения за количеством Тюльпана Шренка за 2010год

№ участка

Кол-во

тюльпанов

1

15

2

13

3

14

Среднее знач.

14

С большим волнением пришел я на поляну в этом году. Что же с моими тюльпанами? Ведь им пришлось пережить прошлогоднюю засуху. Но поляна вновь вся пестрела тюльпанами. Оказывается, луковица тюльпана способна выносить длительное пересыхание.

Таблица наблюдения за количеством Тюльпана Шренка за 2011год

№ участка

Кол-во

тюльпанов

1

13

2

13

3

16

Среднее знач.

14

Вывод:

Наблюдая за поляной в течении 3-х лет, я пришел к выводу, что в нашей местности тюльпанов не становится меньше.

Можно рекомендовать Жарин бугор для придания статуса особо охраняемой природной территории

10 Солошенко На занятиях кружка мы изучали по Красной книге Саратовской области редкие растения. Мы учились описывать эти растения и узнавать по описанию. На краеведческой тропе мы сравнивали количество тюльпанов, касатика, фиалки сомнительной этого года и прошлых лет. Как оказалось популяция тюльпана и касатика за последние 2 года увеличилась, а фиалки- уменьшается. Мы видим причину уменьшения в том, что в прошлом году и этим летом была засуха, были пожары и семена просто выгорели, но здесь еще пасется крупный рогатый скот, вытаптывая или съедая растения.

Орешкина А. Для сравнения мы выбрали несколько участков, где росли тюльпаны и касатики. Наблюдение за тюльпанами вели ребята 4 а класса, наш 3а стал наблюдать за касатиками. Мы разбились на 3 группы по 3 человека. Первая группа. Каждая группа разметила с помощью учителя Бирун Н.Н. участки для наблюдения за касатиком. Каждая группа посчитала количество касатика на своем участке, затем мы сравнили полученные результаты и сделали вывод: на выбранных участках количество растений сравнительно одинаковое. На первом участке — 8 растений, на втором- 7 , на третьем- 8.

11 Сылкина Выводы:

на заданных участках находятся охраняемые растения: тюльпан Шренка, касатик (ирис).

— количество тюльпана Шренка и касатика в течении 3 лет не уменьшается.

4 этап — Лесной массив (приложение 8)

12 Челушкина Расположен в лесу у лиственного дерева. На этой станции наша группа «Ботаников» определяла породы лиственных деревьев и кустарников, редких растений (фиалка сомнительная) в лесном массиве.

— Мы расположились в лесу возле муравейника. Наша группа подготовила вопросы и провела с ребятами викторину: назвать жителей муравейника, какого типа ротовой аппарат у муравья, где у муравья находится жало, где зимуют муравьи, какую пользу и вред приносят муравьи.

Был организован сбор гербария и сбор экологического мусора.

12 Орлов Вывод :

в лесном массиве растут деревья и кустарники: дуб, вяз, клен, боярышник, шиповник, терновник и в небольшом количестве встречается фиалка сомнительная.

Лесной массив находится в запущенном состоянии ( после летних пожаров требуется обрезка и вывоз сушняка и вывоз бытового мусора , оставленного отдыхающими)

-Муравьи приносят пользу лесу, уничтожая вредных насекомых.

— Решение : сделать ограждение для муравейников.

5 этап — Самый высокий южный склон Жарин бугра (приложение 9)

13 Матвеева Другим важнейшим этапом нашего маршрута стал 5 этап

Наша группа «Журналистов» занималась описанием самого высокого склона Жарин бугра.

Обзор отсюда, с высоты 199 м. очень широк. Глаз охватывает округу примерно на 25-30 км. На западе угадывается райцентр Татищево. Ближе к нам хорошо видны западные и северные окраины Саратова. Центр города скрыт рельефом, но зато отлично виден Лысогорский массив, покрытый лесом. А левее его можно рассмотреть и Увекскую гору. Ещё левее – Волга, город Энгельс, заволжские степи.

Походив по вершине и её склонам, мы заметили ещё

сохранившиеся следы полевых жилищ и укрытий, в которых располагались

те, кто обслуживал наблюдательные площадки .

Вершина холма, на которую мы поднялись, долгое время хранила  и другие

следы, относившиеся к значительно более давним временам. Об этом мы

узнали в музейном уголке школы.

4 этап – овраг ( приложение7)

14 Максимова Пункт расположен у основания обрыва с четко выраженными почвенными горизонтами. Под руководством группы «Почвоведов» ребята выполняли следующие задания:

— назвать почвенные горизонты;

— определить тип почвы;

— определить механический состав почвы и сделали описание почвы.

При осмотре среза оврага можно увидеть, что корни трав сосредоточены преимущественно в верхней (окрашенной) части профиля, в то время как корни деревьев проникают на значительную глубину. Поэтому можно сделать вывод, что корни деревьев существенного участия в образовании гумуса не принимают. Землерои интенсивно перемешивают почвенную массу. Ходы роющих животных часто в большом количестве пересекают почву.

Для определения механического состава почвы комочек увлажненной почвы скатали в ладонях в колбаску и соединили концы. В кольце образовались разломы — почва суглинистая.

При выполнении заданий мы убедились в том, что почва имеет весьма сложный состав. Крупные и тонкодисперсные минеральные частицы, остатки животных и растительных организмов, а так же специфические почвенные, органические соединения образуют сложную структуру с обилием пустот и пор разной конфигурации.

Вывод: почвы по большей части каштановые солонцеватые, малогумусные щебнистые чернозёмы, суглинки.

15 Матвеева 7 этап — Зелёный класс

Конечным пунктом эколого-краеведческая тропы стал « Зеленый класс» где мы подвели итоги продумали план дальнейшей работы по изучению растительного и животного мира нашей местности.

В результате прохождения краеведческой тропы пришли к следующим результатам:

— приобрели знания о природе, истории, культуре родного края;

— изучили и описали редкие растения Жарин бугра;

— разработали предложения по их охране;

— приняли участие в уборке экологического мусора и создании ограждений для муравейников;

— начали пропагандировать эколого-краеведческие знания

— написали исследовательские работы эколого-краеведческой направленности.

Этой весной мы продолжим нашу работу по изучению ореала распространения по цветовой гамме тюльпана Шренка и касатика

Таким образом, экологическая тропа явилась своеобразной научной лабораторией под открытым небом, где организованы наблюдения за редкими лекарственными травами. Благодаря исследовательской деятельности, учащимся удается прикоснуться к жизни разнообразных экосистем, обнаружить взаимосвязи между объектами и явлениям, выявить примеры положительной и отрицательной деятельности человека в окружающей среде.

Информативность экологической тропы увеличивается за счет включения сенсорных систем человека: акустических, обонятельных, осязательных, зрительных, вкусовых. Здесь можно услышать шелест листвы, пение птиц, ощутить запах трав и деревьев, увидеть всю красоту и гармонию жизни.

Общение с природой развивает у учащихся наблюдательность, любознательность, формирует логическое мышление, умение анализировать, сопоставлять, обобщать, предвидеть, прогнозировать последствия антропогенных воздействий.

Апробация данной технологии исследования показывает эффективность использования экологической тропы в учебно-образовательном процессе школы. Проводимая исследовательская деятельность на экологической тропе способствует развитию личности, совершенствуя ее творческий потенциал, усиливая мотивацию познавательной деятельности, формируя естественнонаучное мировоззрение, что в целом повышает эффективность учебно-образовательного процесса школы.

Работа по данной технологии позволяет сформировать у ребенка уважительное отношение к природе, способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы, работать педагогам в системе и творчески, что станет залогом успеха в эколого-краеведческом образовании и воспитании школьников. Ученики не только познакомились с типичными и редкими природными объектами, но и обнаружили курганы катакомбной культуры и захоронений бронзового века, приобрели знания о природе, истории, культуре родного края, составили плакаты, памятки по решению проблем окружающей среды «местного значения».






See also:
Яндекс.Метрика