Экологическая безопасность


Экологическая безопасность

(интегрированный урок: «Мир вокруг нас» + математика + ОБЖ)

Цели урока: Учить применять знания о природе в новой ситуации; развивать речь путем беседы, мышление, обогащать словарный запас, учить сравнивать, обобщать; воспитывать экологическую культуру школьника.

Оборудование:

Плакаты и рисунки о защите природы, собранные и нарисованные школьниками.

Ход урока

Организационный момент

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелой забралось на цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «отчего» на зеленом листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом, и так – целый день.

Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

Сообщение темы, целей урока

— Сегодня мы узнаем, что такое экологическая безопасность,

как мы связаны с окружающей средой.

— А еще будем решать задачи, которые помогут нам относиться к природе бережно, помогать ей.

Экологический рассказ

— Что такое экология? (Наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной среде обитания, или окружающей среде).

Экология изучает, как растения и животные, включая людей, живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую их среду.

— Но начнем с нас. Послушайте экологический рассказ:

Воскресенье в лесу

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже транзистор.

Веселой музыкой мы оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

Быстро наломали веток, разложили костер. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание.

В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать бросила его, взяли с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошел поезд. Весело прошел день.

— Перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки.

Дети отвечают:

— Нельзя ходить в поход без взрослых.

— В лесу нельзя включать громкую музыку – она распугивает птиц и зверей.

— Вырывать грибы, сбивать даже несъедобные не следует, т.к. разрушается грибница, исчезает лекарство для зверей.

— Для костра собирают сушняк, а не ломают ветки. В жаркую погоду разводить костры запрещается.

— Полиэтилен, банки очень долго разлагаются в природе, их нельзя выбрасывать в лесу.

— Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой.

— Трогать яйца птиц не следует – птица может не сесть на яйца.

— Нельзя брать в город здоровых детенышей зверей и птиц.

— Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь оборванных цветов недолговечна.

Физкультминутка

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно, веселее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились

Ниже опустились.

Завертелись, завертелись

И остановились.

Экологические задачи

Задача 1

На семью из 3 человек в сутки требуется 51 кг чистого воздуха. Сколько килограммов воздуха потребуется на семью из 5 человек?

Составляем краткую запись:

3 чел. – 51 кг

5 чел. — ?

Решение:1) 51 : 3 = 17 (кг) – на одного человека

2) 17 х 5 = 85 (кг) – на 5 человек

Ответ: На семью из 5 человек необходимо 85 кг чистого воздуха.

Составим обратные задачи:

На 5 человек требуется 85 кг чистого воздуха. Сколько килограммов чистого воздуха потребуется для 3 человек?

5 чел. – 85 кг

3 чел. — ?

85 : 5 х 3 = 51 (кг)

На семью из 3 человек в сутки требуется 51 кг чистого воздуха. На сколько человек хватит 85 кг чистого воздуха?

3 ч – 51 кг

? – 85 кг

85 : (51 : 3) = 5 (чел.)

— Сравните задачи. Что особенного вы заметили?

Задача 2

Вяз и клен выделяют в год 16 килограммов кислорода, клен в 7 раз меньше, чем вяз. Сколько килограммов кислорода выделяет вяз? (Составить уравнение).

Решение:

16 : 8 = 2 (кг) – выделяет клен

2 х 7 = 14 (кг) – выделяет вяз

Ответ: Вяз выделяет 14 кг кислорода в год.

Самостоятельная работа

Ученики выполняют упражнения № 400 (1) с. 104, № 402 (1 и 2 ст.)

Отгадай слово. Выполни действия

Расположи числа в порядке возрастания, и ты прочтешь слово:

Л940 : 2 + 600 : 12 = 520

Г560 : 6 + 90 х 8

К70 х 9 – 80 х 4 =

О170 х 3 х 0

Э60 х 8 х 40

О350 х 2 – 380 : 2

— Какое слово у вас получилось? (Получилось слово ЭКОЛОГ.)

— Кто он такой? (Человек, не допускающий загрязнения окружающей среды.)

Проверь себя

Можно провести небольшой тест по вопросам раздела «Проверь себя» (стр. 34).

Что такое цепь загрязнения?

А) загрязняющие вещества попадают в реку;

П) загрязнение вещества попадают в организм растений, животных, а затем оказываются в продуктах питания.

Какими путями в организм человека попадают вредные вещества из окружающей среды?

В) через воздух, воду, почву;

Р) через воздух, воду и продукты питания.

3. Что такое экологическая безопасность?

А) как растения и животные, люди, живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду;

О) экологическая безопасность – это защита от вредного действия окружающей среды.

4. Как можно себя защитить от загрязненного воздуха?

К) отойди в сторону;

Г) не задерживайся в тех местах, где грязный воздух.

5. Как защититься от загрязненной воды?

М) не пей грязную воду;

Н) научись пользоваться бытовым фильтром.

6. Какие правила личной экологической безопасности связаны с продуктами питания?

О) мой овощи и фрукты;

А) пользуйся экологически чистыми продуктами.

7. Цепь загрязнения

С) вытоптанные тропинки;

З) сжигание листвы, гибель насекомых, дым (ядовит).

— Какое слово получилось? (Слово «ПРОГНОЗ».)

IX. Итог урока

Важно знать, предвидеть, что может случиться. А потому беречь природу, относиться к ней бережно.

X. Домашнее задание

1. Записать в словарик значения слов «эколог», «прогноз»;

2. Подготовить рассказ на тему «Экологические прогнозы».

Тесты по теме: Огонь, вода и газ

Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб:

01газовая служба

03пожарная охрана

04скорая помощь

Что необходимо сделать прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который не можешь потушить самостоятельно?

А) убежать;

Б) закричать, позвать на помощь;

В) вызвать пожарных по телефону 01.

Если в подъезде дым, что ты должен сделать?

А) нужно выйти и посмотреть, что горит;

Б) закрыть дверь и засунуть щели мокрыми тряпками;

В) не обращать внимания – ведь горит не в твоей квартире.

4. В квартире прорвало трубу, что ты будешь делать прежде всего?

А) оставить все как есть до прихода родителей – это дело взрослых;

Б) завернуть специальный вентиль и позвонить родителям;

В) выйти из квартиры.

5. Что нужно сразу сделать, если ты почувствовал в квартире запах газа?

А) открыть окно;

Б) сразу из квартиры позвонить в газовую службу – 04;

В) зажечь спичку.






See also:
Яндекс.Метрика