Экологи я- предмет Интересно или нет


Урок по предмету «Окружающий мир»на основе деятельностного подхода к обучению

Экология – предмет.

Интересно или нет?

Федотова Галина Гарриевна,

учитель

начальных классов

ГБОУ СОШ №1905 ЮВАО

г. Москвы

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.(Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; формирование положительной эмоциональной направленности учащихся «Хочу, потому что смогу»).

Давайте поговорим об «экологии»!

— Слышали ли вы когда-нибудь такие слова: экономия, экономика, экология?

Эти слова имеют общую часть «эко» — она обозначает в переводе с греческого «дом».

Вторая часть «логос» встречается в словах: биология, геология, зоология и др. Можно ли догадаться, что она означает? Да, в греческом языке – это наука.

Таким образом, экология – это наука о доме.

— О каком это доме? Деревянном? Кирпичном? С черепичной крышей или металлической?

Дело в том, что у каждого человека свой дом. Но один дом все-таки общий – это наша планета Земля!

Земной шар – это действительно наш общий большой дом. У нас над головой одна общая крыша – небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность. У нас, у всего человечества, одна на всех общая великанская лампа, она же печка, — Солнце. У нас общий водопровод – дождевые и снежные тучи. И вентилятор тоже один на всех – ветер-ветрило.

Вот он какой –

Светлый, прекрасный,

Большой- пребольшой,

Дом, где учиться тебе и расти,

Строить, бороться, искать и найти!

—Так давайте увидим мир глазами людей, которые стараются содержать нашу планету, Землю, в чистоте и порядке!

II. Основная часть. Актуализация знаний.(Цель: повторение из области знаний, полученных на иных уроках, необходимое для выполнения поставленной задачи; создание проблемной ситуации).

—Какая наука самая главная?

Всякая наука оказывает людям огромную пользу, но, пожалуй, ни одна из всех не занимается так вплотную самим существованием нашим на земле, как экология.

— Чему учит эта наука?

Именно она стоит на страже нашего здоровья, борясь за чистоту воздуха, воды и продуктов питания. Эта наука учит, как охранять их от загрязнения и контролировать общий баланс природных составляющих.

Достижения экологии не пропали даром. Люди заметно обеспокоились экологическим здоровьем планеты!

— Кто знает, как называют учёных, занимающихся этой наукой?

Учёные, которые занимаются этой наукой, называются «экологи».

III. Практическая работа. Постановка учебной задачи. (Цель: обсуждение затруднений, «почему и в каких случаях могут возникнуть эти затруднения»; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить).

— Итак, от каких слов происходит слово «ЭКОЛОГИЯ»?

Слово «экология» происходит от двух греческих слов: «ойкос», что значит дом, и «логос» – наука.

Выходит, это наука о доме. А дом для человека чаще всего – четыре стены и крыша, для зверя – лес, поле, горы, для рыб-моря, озёра, реки. Значит, у всего живого как бы свой дом, а для всех вместе – это, конечно, наша планета – Земля.

—Легко ли жить разным существам под одной крышей?

А жить вместе в одном доме очень разным существам совсем непросто! Тут и поссориться можно, и отобрать у соседа местечко получше, а то и просто навредить. А если затеять войну между собой, то недолго, как говорится, и на воздух всему дому взлететь. Однако, Земля наша не первую тысячу лет существует. И ничего. Все как-то уживаются, иначе говоря – сосуществуют, и даже на пользу друг другу, хотя польза эта частенько бывает своеобразной, поскольку одни служат кормом для других, а те в свою очередь, — для третьих, и так далее.

—Что изучает экология?

Вот наука экология и призвана изучать досконально, во всех тонкостях, как отдельные жильцы нашей «коммунальной квартиры» не только уживаются, но и воздействуют друг на друга.

— Попробуем вспомнить примеры, как уживаются разные существа на нашей планете.

Если вырубить лес – высохнет речка, звери без питья пропадут, испортиться земля и даже воздух, поскольку лес является источником кислорода.

Или, скажем, наоборот, погонит ветер от заводов и фабрик воздух, испорченный ядовитыми примесями, на лес, и лес погибнет, а дальше – всё опять по той же скверной цепочке.

Чтобы выжить всем, надо быть внимательными друг к другу.

—Послушайте экологическую сказку «Бобры и мы».

В Канаде в давние годаЕдва струился ручеёк

В лесу на речке тихой И лес поить уже не мог.

Жила бобровая семья,Засохли клёны, ели.

Не предвкушая лиха.И разбежались звери.

Плотины строили они,Но вот явился человек,

И речка небольшаяКоторый понял важность рек,

Поила всех, кто рядом жилРешил он всё поправить

В черте лесного края.И стал запруды ставить.

И птицы пели по утрам,Поставил, а через денёк

И гризли – серый великан –В ней сделал дырку ручеёк.

Гулял там без опаски.Строитель дырку залатал,

И было всё, как в сказке.А ручеёк опять прорвал.

И люди приходили в лес,Ах! Как помощники нужны!

И дань добычей брали,И осенило тут – бобры!

Но никогда баланс тех местНе говоря ни слова,

Они не нарушали.Всё сделают толково…

Потом другие вслед пришли,И первозданная краса

Кому всё было мало.Вернулась в дикие леса.

Бобров потомство извели.

И красоты не стало…

— Как вы думаете, какое живое существо сильнее всех на свете?

Человек – самое могущественное из всех живых существ. Он больше других вмешивается в дела земного дома.

Но если, с одной стороны, общечеловеческий разум достигает огромных высот и даже выводит человека в космос, то с другой стороны – разум отдельных людей, и, к сожалению, таких много, продолжает оставаться на довольно низкой ступени развития.

В результате человек совершает ошибки, иногда не по злому умыслу, но они оборачиваются общей бедой

IV. Итог урока. Рефлексивная деятельность.( Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей и класса).

—Так что же это такое – экология, о которой сейчас так много говорят дома и в школе, в газетах, по радио и телевидению? Власти тратят средства на борьбу с экологическими катастрофами, люди мечтают покупать экологически чистые продукты, и все вместе уговаривают друг друга не нарушить экологическую среду?

Это интересная наука!

Давайте задумаемся: как же научить людей не наносить вред среде своего обитания?

Нам помогут книги, журналы. Экскурсия в лес подтвердит наши догадки. А в Музее леса детям расскажут, какую пользу приносят деревья, животные, но как беззащитны они перед человеком…

Многие дети уже стали активными участниками экологический программы.

Девизом своей работы давайте выберем слова:

«Да сохранится ШАР ЗЕМНОЙ!»

Мы предлагаем вам создать экологические проекты и принять участие в школьном экологическом спектакле, пригласив на его просмотр учащихся нашей школы и их родителей.






See also:
Яндекс.Метрика