Эффективность применения инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ


Эффективность применения инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ

Знание – это абсолютная ценность нашего времени…

Максим Горький

В настоящее время в Российской Федерации, 4,5%, т.е. 1,6 млн., проживающих относятся к категории детей с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном образовании.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

На современном этапе модернизации образования наиболее целесообразными и эффективными являются традиционные и нетрадиционные методы и приемы воздействия.

Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ: фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия или цветотерапия, рефлексотерапия, куклотерапия, сказкотерапия, песочная терапия. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике.

Фитотерапия. Лечение с помощью лекарственных растений. Эффективное лечебное и профилактическое средство.

Музыкотерапия. Музыка – одно из самых сильных и ярких средств воспитания детей. Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и направляет его на добрые поступки. Музыка несет в себе огромную созидательную силу. Звуки музыки способны всколыхнуть детскую фантазию и подарить необыкновенные образы.

Цветотерапия. Лечение цветом.

Куклотерапия. Это раздел частной психотерапии (арттерапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Цель: помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Песочная терапия. Игры с песком и водой широко используются в работе с детьми с ОВЗ для формирования и развития пространственно- количественных представлений, для развития мелкой моторики. Рефлексотерапия, Сказкотерапия. Дети – профессиональные режиссеры.

Личностно – ориентированные технологии обучения и воспитания. Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Новые информационные технологии – это технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Цели новых информационных технологий: Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

Использую в своей практике эффективные педагогические технологии:

— здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика А.П.Савиной, методы оздоровления, гимнастика для глаз Е.А.Каралашвили, различные дыхательные упражнения, элементы самомассажа, прогулки, экскурсии.

— поэтапное формирование умственных действий;

— разноуровневое обучение;

— технологию индивидуализированного обучения.

Рекомендации педагогу

Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.

Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.

Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми

ПРИЁМЫ

Снятие страха — « Ничего страшного…»

Скрытая инструкция — « Ты же помнишь, что…» Авансирование — « У тебя получится…», « Ты сможешь…»

Усиление мотива — « Нам это нужно для…»

Педагогическое внушение — « Приступай же…

Высокая оценка детали — « Вот эта часть у тебя получилась замечательно…» (« Сегодня ты хорошо рассказал о…, отвечал на вопросы и т. д.»)

Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи

Формируйте веру в успех

Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах ( на прошлом занятии ты смог сделать…, сможешь и сейчас ).

Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения

Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность. Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением. Формируйте веру в успех. Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.

Таким образом, инновационные технологии существенно помогают в работе с детьми с ОВЗ.

Литература и источники:

1. Андерсен, Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Бриик. – М. :

Дрофа, 2007. – 213 с.

2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ . Психологические

основы М. Гуманитарн изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

3. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: пособие

для учителя и воспитателя спец. (коррекц.) образоват. учреждений 1 и 2

вида /Д. Ю.Алексеевских и др.; под ред. Е. Г.Речицкой. – М.: Гуманитар.

Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 295 с. – (Развитие и коррекция).

4. Розова Ю.Е. Роль мультимедийных презентаций в структуре

коррекционно-логопедической работы с учащимися с ограниченными

возможностями здоровья.

Интернет публикация. (http://pedsovet.su/publ/44-1-0-1334)

5. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование мультимедийных

презентаций для повышения эффективности занятий.

Сборник материалов научно-практической конференции:

Санкт- Петербург, 2011.






See also:
Яндекс.Метрика