Эффективность использования технологии развивающего обучения ЛВЗанкова в начальной школ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №35 г.о.Тольятти

Программа педагогического эксперимента

по освоению и внедрению СОТ

«Эффективность использования технологии развивающего обучения Л.В. Занкова в начальной школе»

Автор: Демченко Елена Дмитриевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБУ гимназии №35 г.о. Тольятти

Паспорт педагогического эксперимента

Юридический адрес

Самарская область

г.о.Тольятти

б-р. Кулибина, 17

телефон 8(8482) 37-06-00

Направление

Современные педагогические технологии

Название

Эффективность использования технологий развивающего обучения Л.В.Занкова в начальной школе

Разработчик

Демченко Елена Дмитриевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Исполнители

Демченко Елена Дмитриевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Сроки реализации

2007-2012 годы

Цель эксперимента

Апробирование приемов и методов развивающего обучения Л.В.Занкова в начальной школе с целью выявления влияния приёмов и методов на формирование и развитие личности младшего школьника, и обеспечение качественного образования на I ступени обучения

Содержание

Актуальность программы 1-3

Цель программы 3

Задачи программы 3

Методы исследования 3-4

Объект исследования 4

Предмет исследования 4

Гипотеза 4

Методологические и теоретические основы исследования (применение технологии развивающего обучения на уроках) 4-5

Сроки проведения исследования 5

Базы педагогического исследования 5

Этапы педагогического исследования 5-7

Использование технологии развивающего обучения для повышения учебно-познавательной мотивации учащихся в начальной школе 8-9

Эффективность использования технологии развивающего обучения по системе Л.В.Занкова для обеспечения качественного образования на I ступени обучения. 10-12

Применение технологии развивающего обучения на уроках с целью активизации учебно-познавательной деятельности, воспитание творческой личности. 13

Заключение 13-14

Актуальность программы

На протяжении длительного периода, обучение в школе ориентировалось на формирование прежде всего знаний, умений и навыков; носило репродуктивный, информационный характер.

Современный этап развития общества характеризуется социально-экономическими преобразованиями, ставящими достаточно сложные, трудноразрешимые задачи. Обществу требуются личности с активным мышлением, развитыми творческими способностями. Перед современным образованием, остро стоит задача-воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте определено, что «развитие личности – смысл и цель современного образования… Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы».

Современная эпоха – эпоха  активных разработок высоких и тонких технологий, в том числе и в области образования, которые создаются благодаря интеграции передовых достижений многих дисциплин. Характерной чертой таких технологий является их направленность на человека как личность.

В условиях введения ФГОС НОО, когда приоритетными стали идеи развивающего обучения, одним из апробированных вариантов такого обучения является психолого-педагогическая система, разработанная академиком Л.В. Занковым. Для этой дидактики А.Г. Асмолов нашел очень точное определение — «психодидактика»-и назвал Занкова лидером этого направления.Опираясь на знания о ребенке, полученные разными специалистами, Л.В. Занков и его сотрудники на практике доказали положение о том, что развитие происходит как сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних факторов (индивидуальных качеств ребенка). Такому пониманию соотношения обучения и развития отвечает особый тип обучения, который характеризуется: 1) исключительным вниманием к построению обучения, его содержанию, принципам, методам и приемам, как отражающим социальный опыт, социальный заказ; 2) столь же исключительным вниманием к внутреннему миру ребенка: его индивидуальным и возрастным особенностям, детским потребностям и интересам. Вслед за классиками психологии Л.С. Выготским и С.Л. Рубинштейном, Л.В. Занков понимает развитие как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия интеллекта, воли, чувств, нравственных представлений ребенка. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного – тех образований метапредметного характера, которые составляют основные планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы в рамках ФГОС НОО. Важно и то, что методологическую основу требований Стандарта составляет системно-деятельностный подход, сформировавшийся в отечественной педагогике, в том числе в результате разработки теоретических основ систем развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и их реализации в практике.

В настоящее время приоритетами обучения, признаны идеалы развивающего обучения: умение учиться, предметные и универсальные идеалы (общеучебные) способы действий, индивидуальный прогресс ребёнка в эмоциональной, социальной, познавательной сферах. Для реализации этих приоритетов необходима научно обоснованная, проверенная временем развивающая педагогическая система. Выбор пал на систему Л.В.Занкова, которую характеризуют целостность и взаимообусловленность следующих её частей.

Эти размышления привели меня к необходимости заняться поиском и изучением новой технологии обучения, позволяющей активизировать ученика как субъекта деятельности, снять барьеры, препятствующие коммуникации. Среди многих развивающих программ выбор привел к системе Л.В. Занкова., которую характеризуют целостность и взаимообусловленность следующих её частей .

Эти два ведущих понятия для современных технологий: их интегрированный характер и личностная центрированность — были базовыми для Л.В. Занкова и его сотрудников уже в середине 20 века, когда они создавали новую  дидактическую систему, направленную на общее развитие каждого школьника.

Цель программы: апробирование приемов и методов технологии развивающего обучения на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе, изучение влияния приёмов и методов развивающего обучения на формирование и развитие личности младшего школьника и обеспечение качественного образования на I ступени обучения.

Задачи программы:

Изучить использование технологий развивающего обучения в современном образовании на уроках начальной школы.

Выявить использование технологий развивающего обучения в целях активизации познавательных на уроках начальной школы

Выявить эффективность использования технологии развивающего обучения в процессе обучения в начальной школе как средство повышения мотивации в учебно-познавательной деятельности.

Выявить эффективность использования технологии развивающего обучения для обеспечения качественного образования.

Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.

Методы исследования:

изучение литературы по исследовательской деятельности школьников, изучение нормативных, методических документов;

изучение и обобщение передового педагогического опыта;

опросы (анкетирование);

педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение; анализ школьной документации;

сравнение, обобщение, классификация, систематизация, анализ.

Объект исследования – уроки и внеурочная деятельность в начальной школе.

Предмет исследования – технология развивающего обучения как средство повышения учебно-познавательной мотивации учащихся, средство обеспечения качественного образования и творческого, интеллектуального развития личности школьника.

Гипотеза исследования: введение технологии развивающего обучения Л.В.Занкова позволит:

1)Рационально организовать и активизировать учебно-познавательную деятельность.

2) Обеспечить создание оптимальной развивающей среды для учащихся, открывающей возможности для полноценной самореализации личности ребёнка.

3) Повысить учебно-познавательную мотивацию учащихся.

4) Обеспечить качественное образование школьника на I ступени.

Методологические и теоретические основы исследования

В связи с этим возникает необходимость поиска форм и методов работы, которые разрешили бы эти противоречия и позволили бы сформировать данные качества у ребёнка. Развитие происходит как сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних факторов, то есть индивидуальных глубинных качеств ребенка. Такому пониманию соотношения обучения и развития соответствует особый тип обучения, при котором, с одной стороны, уделяется исключительное внимание построению обучения, его содержанию, принципам, методам, отражающим социальный опыт, социальный заказ, с другой – столь же исключительное внимание уделяется внутреннему миру ребёнка: его индивидуальными и возрастными особенностями. Его потребностям и интересам.

Цель обучения — оптимальное общее развитие каждого ребёнка.

Задача обучения — представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.

Сроки проведения эксперимента: сентябрь 2008 – май 2012 г. (4 года)

База исследования: учащиеся 1,2,3,4 «В» класса МБУ гимназии №35 г.о.Тольятти.

ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ (подготовительный) ЭТАП – 2009 – 2010 годы

Задачи

Основная деятельность

Прогнозируемые

результаты

1) Организационная: разработка плана по реализации проекта.

2) Мотивационная: психолого-педагогическая разработка проблемы формирования активной, творческой личности.

3) Содержательная: анализ научного, методического, информационного и технического обеспечения развивающей-технологии.

1)Составление плана, определение сроков реализации проекта.

2) Изучение мотивационной сферы всех участников образовательного процесса в области инновационной деятельности

3)Организация аналитической деятельности педагога: -изучение литературы по данному вопросу, — отработка методов диагностики уровня интеллектуальных способностей детей; -накопление материалов для создания информационного банка данных по проблеме проекта.

1) Разработан механизм реализации проекта.

2)Создание психолого-педагогических условий для развития инновационной деятельности учащихся, учителя.

3)Программно-методическое обеспечение инновационной деятельности, разработана эффективная методика контроля результатов эксперимента.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ (практический) ЭТАП – 2010 – 2011 годы

Задачи

Основная деятельность

Прогнозируемые

результаты

1) Экспериментальное апробирование разработанной модели.

2) Осуществление апробации критериев эффективности реализации проекта

3) Внесение необходимых корректив в содержание проекта.

4) Построить образовательный процесс в классе на основе предлагаемого проекта

1)Включение в учебный план класса технологии развивающего обучения для изучения базовых понятий теории и применения полученных знаний для решения различных задач:

— знакомство  учащихся со структурными компонентами технологии развивающего обучения,

2) Разработка эффективной методики контроля результатов эксперимента. Определение уровня интеллектуальных способностей детей и их творческого потенциала

3) Соотнесение промежуточных результатов с целями и задачами проекта, усовершенствование содержания проекта.

4)Внедрение организационной модели образовательного процесса, основанной на содержании проекта. Развитие творческих способностей учащихся, формирование образного мышления и воображения, развитие навыка продуктивной деятельности

1)Реализация целей и задач проекта

2)Промежуточные результаты, их соответствие целям и задачам проекта

3) Усовершенствованный проект с необходимыми изменениями в содержании

4)Позитивная динамика учебных достижений учащихся по предмету и во внеурочной деятельности, участие в творческих конкурсах, исследовательской  работе, создание продуктов креативного мышления; избавление от психологической инерции мышления.

ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП – 2011 – 2012годы

Задачи

Основная деятельность

Прогнозируемые

результаты

1) Изучение и обобщение экспериментальных данных по теме опыта.

2) Подведение итогов апробации внедрения технологии развивающего обучения Л.В.Занкова в учебный процесс.

3)Разработка рекомендаций на основе рефлексии эксперимента

4) Распространение полученного опыта.

1) Статистическая обработка результатов.

2)Самоэкспертиза основных результатов проекта. Составление информационно-технологической карты по  теме: «Эффективность использования технологии развивающего обучения Л.В.Занкова на уроках во внеурочной деятельности по предметам в начальной школе»

3) Создание методической копилки эффективных приёмов технологии развивающего обучения Л.В.Занкова на уроках в начальной школе.

4) Выступление на заседании методического совета, педагогическом совете, семинарах, презентация идей опыта. Серия публикаций позитивного опыта работы  по проблеме

1)Обобщение результатов эксперимента.

2) Выводы по итогам реализации проекта.

3)Серия публикаций позитивного опыта работы  по проблеме проекта.

4) Внедрение технологии развивающего обучения в образовательный процесс

При внедрении в учебный процесс начальных классах технологии развивающего обучения Л.В.Занкова, проводились ряд диагностических мероприятий с целью изучения эффективности использования данной технологии. Определялся уровень развития интеллектуальных способностей учащихся (по методикам Ю.Г.Тамберга), анализировался уровень успеваемости, результаты участия во внеурочной деятельности.

Приложение 1.

ТРО (Технология развивающего обучения)

Определение уровня интеллектуальных способностей детей

(тестирование по методикам Ю.Г.Тамберга)

Сводная таблица результатов тестирования по годам обучения.

Виды мышления и мыслительные операции, подлежащие оценке.

1-Г

2008-2009

ср.балл

(0-4)

2-Г

2009-2010

ср.балл

(0-4)

3-В

2010-2011

ср.балл

(0-4)

4-В

2011-2012

ср.балл

(0-4)

Умение анализировать

Умение сравнивать

1,6

2,1

3,6

3,8

Умение выделять главное

0,7

0,9

2,3

3,1

Умение классифицировать и группировать

2,0

2,6

3,4

3,7

Умение находить закономерности

0,9

1,2

2,1

3,2

Умение планировать

1,1

1,8

2,8

3,2

Фантазирование, воображение

Оценка нестандартности мышления

0,7

1,1

2,1

3,2

Логическое мышление

Умение рассуждать

0,8

1,1

1,9

2,9

Умение решать логические задачи

0,5

0,9

1,7

2,3

Умение доказывать

0,9

1,4



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика