Эффективность использования метода проектов на уроках истории


Будникова Людмила Константиновна

Учитель истории, обществознания, Муниципальное Бюджетное Образовательное учреждение « Лицей 2», город Нижневартовск

Эффективность использования метода проектов на уроках истории

Последние десятилетия очень многое изменили в нашем обществе, выдвинув перед педагогами-историками массу фундаментальных проблемных вопросов, на которые нам необходимо искать ответы и как можно скорее. Так существует и проблема «воспитания историей», причем она относится к числу вечных и всегда обостряется на так называемых виражах нашего ошеломляющего прошлого, да и не менее интригующего настоящего и будущего.

Для воспитания историей просто необходимо постоянно развивать мышление детей, ненавязчиво заставлять их задумываться над изучаемыми событиями, способствовать формированию личностного отношения к изучаемым моментам, выражению эмоциональной реакции и т. д . Я бы сказала даже так — зажечь стремление быть достойными дел своих предков. Глубоко убеждена, что урок истории можно считать состоявшимся только тогда , когда в процессе решения образовательных и развивающих задач возникает душевное волнение. Если это произошло, значит, учитель достиг решения всех целей урока и его можно поздравить с успехом.

Уроки истории должны побуждать ассоциативно мыслить, вызывать желание дерзать, быть душевно причастным к важным событиям, находить высший смысл жизни в служении Родине, своему обществу.

Важнейшими социокультурными задачами развития обучающихся считаю формирование толерантности, способности к сотрудничеству и диалогу с другими людьми , а также формирование умения критической оценки и самооценки. Одно из важнейших средств (но далеко не единственное) в решении этих задач — использование проектной технологии. Проектная технология как никакая другая способствует организации исследовательской деятельности, которая не только формирует необходимые предметные компетенции, но расширяет границы толерантности участников исследования, развивает у них критическое мышление. В исследовательской деятельности учащихся меняются функциональные позиции субъектов. В типичной образовательной ситуации классно-урочной системы реализуется стандартная позиционная схема «учитель-ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых знаний, каждое конкретное явление требует самостоятельного анализа. Это нуждается в согласованных действиях учителя и ученика в рамках схемы «партнер-партнер». Кроме того, представление результатов исследовательской деятельности – публичное представление итогов работы — формирует одну из пяти ключевых компетенций, определенную Советом Европы, а именно, компетенцию, относящуюся к владению устной коммуникации, которая особенно важна для работы и социальной жизни. Для формирования навыка публичного выступления провожу несколько практических занятий по схеме подготовки устной защиты и композиции выступления на научно-практической или просто ученической конференции.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Мне близка методика организации проекта, предложенная И.В. Кругловой, начальником Центра наставничества молодых специалистов общеобразовательных учреждений г. Москвы:

1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):

высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;

обсуждение возникших идей;

перечисление интересующих учащихся тем проектов;

формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

уточнение намеченной цели и задач;

поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;

обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.);

интерпретация данных;

сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

систематизация полученных данных;

построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).

4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

осмысление полученных данных и способов достижения результата;

обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города и т.д.).

Правила успешной проектной деятельности (для учащихся).

В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

Команды не соревнуются.

Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.

Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в проекте”.

План действий учащихся в проекте

Выбор темы проекта (исследования).

Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).

Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).

Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).

Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).

Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).

Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.

1.Тема коллективного проекта :

Ханты-Мансийский автономный округ Югра в начале XXI века.

Цель: собрать и систематизировать информацию, отсутствующую в учебном пособии «История Ханты-Мансийского округа с древнейших времен до наших дней».

Планируемый результат : создать сборник материалов о жизни округа в период с 2000 до 2012 г.г., представить актуальные проблемы развития региона глазами старшеклассников.

— Становление и развитие нефтедобывающей отрасли в ХМАО-Югре (прошлое и

перспективы).

— Зачем промышленности «человеческое лицо»? (Реализация политики социальной

ответственности на примере ТНК -БР).

— Становление гражданского общества в ХМАО-Югре.

— Сравнительная характеристика демографических проблем России и ХМАО-Югры.

— Социальный портрет современной Югры.

— Молодежная политика в ХМАО-Югре и инструменты ее реализации.

— Современные проблемы коренных народов Севера.

В ходе обсуждения представляемых учащимися докладов решался целый комплекс задач образовательных и воспитательных. Предлагаемый режим работы и содержание материала способствовали осознанию молодыми людьми ключевых событий отечественной истории, важнейших тенденций развития нашего региона ХМАО ЮГРЫ в контексте отечественной истории, сформировали достаточно высокий уровень критического мышления, что подтверждается данными диагностики, проведенной на основе самооценки учащимися 11-х классов-выпускников 2011-2012 года:

Оцените свои умения и навыки, полученные в курсе преподавания истории (11 класс)

п/п

Умения и навыки

Средняя

оценка

1

Выделять главное

4,1

2

Делать сравнения

4,2

3

Искать нужную информацию

4,3

4

Ставить правильные вопросы

4,5

5

Видеть проблему

4,0

6

Отделять факты от субъективного мнения

3,7

7

Видеть необъективность суждений

3,7

8

Выделять причинно-следственные связи

3,6

9

Видеть варианты решения

3,8

10

Формулировать логически обоснованные суждения

3,5

11

Средняя оценка

4,1

Средняя оценка своих умений по мнению учащихся равна 4,1. Оценка учителя = 4,0.






See also:
Яндекс.Метрика