Эффективность использования ИКТ на уроках английского языка


Тема: Эффективность применения ИКТ на уроках английского языка

Проблему развития познавательной активности учащихся без преувеличения можно считать одной из ключевых проблем современного школьного образования. Специфика образовательной области «Иностранный язык» позволяет успешно развивать познавательную активность школьников и этому способствует использование современных средств ИКТ на уроках английского языка и во внеурочное время.

Наша задача — научиться правильно и эффективно использовать современные информационные технологии в образовательном процессе. В современной литературе много внимания уделяется проблеме использования информационных технологий на уроке в средней школе. Эффективность применения ИКТ зависит от того, насколько грамотно преподаватель владеет методикой работы с ними. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью поиска среди всего многообразия видов ИКТ тех, которые оказываются эффективными при повышении как лингвистической, так и коммуникативной компетенции обучаемых. Через приобщение к новым информационным технологиям происходит самореализация скрытых талантов учеников, возможность идти в ногу со временем. Исследование было направлено на преодоление следующих существенных противоречий:

1) между накопленным потенциалом информационных ресурсов по иностранным языкам и их слабой востребованностью в учебных целях;

2) между традиционными (без применения ИКТ) занятиями и необходимостью повышения эффективности учебного процесса посредством использования информационно-коммуникационных технологий и ресурсов. Объектом данной работы является процесс обучения английскому языку в условиях современной информационной среды.

Предметом работы являются средства ИКТ и методы их применения, обеспечивающие эффективность развития лингвистической и коммуникативной компетенции обучаемых. В связи с этим проблема исследования заключается в правильной организации учебной деятельности по иностранному языку в с использованием ИКТ, повышающей эффективность обучения. Целью данной работы является разработка методики применения ИКТ при организации и проведении занятий по иностранному языку, направленной на развитие основ информационной, лингвистической и коммуникативной компетенции обучаемых.

В соответствии с проблемой и исходя из целей и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:

1) изучить основные факторы эффективного использования образовательных технологий на занятиях по иностранному языку,

2) раскрыть методы работы с современными технологиями,

3) обобщить результаты использования ИКТ в разработке занятий.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что использование ИКТ в процессе обучения иностранному языку значительно повысит эффективность учебно-воспитательной деятельности за счет:

доступности и коммуникативно-лингвистической направленности процесса;

процесса создания/расширения медиатеки, ориентированной на решение коммуникативных задач.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы:

теоретические: анализ и синтез педагогической, методической литературы по вопросам исследования; обобщение, сравнение, моделирование содержания обучения; —

методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, анализ деятельности учащихся.

Проблему внедрения современной компьютерной техники в различные сферы человеческой деятельности изучали и раскрыли в своих работах такие авторы как Овсишер Г.М., Моисеева М.В., Полат Е.С., Нежурина М..И. и другие. В «Словаре методических терминов» Азимов Э.Г., Щукин А.Н., дается следующее определение: информационные технологии – это «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров». Понятие ИКТ — грамотность предполагает овладение такими умениями и навыками работы с информацией, как определение, управление, интегрирование, оценивание, создание и передача. Мы, учителя XXI века, должны формировать у учащихся информационную компетенцию. Сегодня как никогда от человека требуется умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию. Говоря о конкретных способах использования возможностей Интернет в обучении английскому языку, автор Иванова Н. .В. предлагает следующие наиболее эффективные способы:

1. Переписка по электронной почте со сверстниками-носителями языка (современный, живой язык, возможность изучения другой культуры, получать знания из «первых рук»)

2. Участие в текстовых и голосовых чатах (хотя этот вид деятельности и вызывает наибольший интерес, но, к сожалению, этот пункт не всегда работает в местах с недостаточно хорошей связью)

3. Участие в телекоммуникационных конкурсах, олимпиадах, тестировании (возможность подготовиться к экзаменам, участию в конкурсах и олимпиадах).

4. Получение самообразования на курсах бесплатного обучения. (Online) Для меня как учителя — обилие языкового и страноведческого материала, подробное описание новейших обучающих технологий, возможность постоянно повышать собственный уровень владения языком, Наряду с открывающимися перспективами использования в учебном процессе компьютерной техники, существует ряд проблем. Как считают многие авторы, один из барьеров на пути интеграции технологий заключается в трудности, которую испытывают учителя при выборе нужного программного обеспечения, нужного для их учебных целей мультимедийного оборудования и адресов сайтов сети Интернет: из-за огромного числа сайтов. Ознакомившись с возможными трудностями, возможно следующее их решение: в процесс выбора программного обеспечения следует вовлекать команды преподавателей. Учителя, работающие вместе, могут планировать учебные проекты, разрабатывать и применять критерии для выбора программного обеспечения или сайтов сети Интернет.

В последнее время все члены МО иностранного языка, работающие в нашей школе, используют на занятиях компьютерные обучающие программы как вспомогательное средство при обучении произношению, устной речи, чтению, письму, при отработке грамматического материала. Компьютер дает возможность индивидуализации процесса обучения. Учащийся работает так, как может, он имеет возможность остановиться, подумать, исправить ошибку. Очень удачно, что в моём кабинете есть не только компьютер и интерактивная доска, но и выход в сеть Интернет. В настоящее время широко используются мультимедийные технологии. Такими информационными средами являются: текст, звук, видео. В последние годы благодаря развитию мультимедийных технологий появилось большое количество обучающих программ по английскому и другим языкам. Среди таких можно назвать говорящий словарь «Первая тысяча слов по-английски» Московского института новых технологий в образовании, «Профессор Хиггинс» и многие другие. Красочное оформление, игровые моменты, элементы мультипликации способствуют быстрому запоминанию и стимулируют учащихся к активной работе на уроке. Авторы Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. предлагают выделить следующие формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка:

1. Изучение лексики. При введении и отработке тематической лексики, например покупки, продукты питания, одежда, школьные принадлежности и т.д. Неоценимую помощь в этом дают ОМС из каталога информационных ресурсов (ФЦИОР)

2. Отработка произношения: многие обучающие программы (в том числе ИП «КМ-школа», которым я пользуюсь на уроках среднего звена) предусматривают режим работы с микрофоном.

3. Обучение диалогической речи, которое проходит в 3 этапа:

знакомство с диалогом, разучивание диалога, инсценирование диалога.

4. Обучение письму: этот вид работы решает сразу две задачи: правильное написание английских слов и освоение клавиатуры.

5. Отработка грамматических явлений: все обучающие компьютерные программы так или иначе предусматривают отработку определённых грамматических структур.

При организации занятий с применением Интернет ресурсов, я соблюдаю следующую последовательность разработки заданий:

1. Просматриваю учебный курс и выделяю задания, которые не очень успешны на уроках в группе, которые не мотивируют учеников и не вызывают у них интереса.

2. Анализирую недостатки этих заданий, которые имеют область улучшения при помощи Интернета. Например: письма на основе электронной почты, которые не имеют реальных адресатов или задания на обсуждение фильмов, которые никто и никогда не смотрел. Подумать, как ресурсы Интернета могут помочь сделать эти задания более интересными и полезными для учащихся.

3. Последующий шаг — ищу область или сайт, который желательно использовать, например чат, рассылку, или веб-сайт.

4. Выбрав область или сайт, перехожу к этапу проектирования задания, которое будет отвечать поставленным целям. Это может быть веб-квест, который стал популярен среди учеников. Презентацию, а в последнее время Prezi, я поручаю учащимся.

Традиционно изучение темы или раздела заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Все эти элементы объединяю, предложив учащимся на завершающем каждую тему этапе создать мультимедийный проект вместо традиционного реферата, работая по заданиям веб-квеста. Наше МО работает по УМК авт. О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой. Можно организовать работу учеников на всех звеньях обучения, начиная с младшего звена ( мини проекты) и заканчивая старшим звеном. Очень важно ученикам почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе, ощутить значимость результатов своей работы. Иногда считаю целесообразным организовать работу в парах. При этом работа эффективнее, если один владеет ИК технологиями, другой более подготовлен по учебному предмету. Таким образом осуществляется принцип доступности учебного процесса.

Организация Интернет-заданий обычно проходит в три этапа: подготовительный, работа с ресурсами сети Интернет, работа в группе вне сети Интернет:

1. Подготовка — развитие навыков говорения, актуализация ранее полученных знаний, изучение слов, мотивация учащихся и настрой на дальнейшую работу,

2. Работа в сети Интернет — поиск в сети Интернет, чтение и письмо, поиск специфичной информации и занесение ее в бланки для ответов, поиск ответов на вопросы и т.д.

3. Работа в группе вне сети Интернет — обмен полученной информацией и обсуждение того, что студенты нашли, узнали во время работы в сети.

Для подтверждения эффективности использования ИКТ на занятиях по иностранному языку были проведена исследовательская деятельность, которая включила в себя констатирующий и формирующий эксперименты. Констатирующий этап эксперимента позволил определить степень исходного уровня знаний по английскому языку, предусмотренных программой. В констатирующем эксперименте участвовали учащиеся 8 «А» и «Б» классов. Цель эксперимента — выявить уровень владения знаниями по предмету на данном этапе обучения. Констатирующий этап эксперимента состоял из выполнения диагностирующего теста. Задания выполнялись самостоятельно, без предварительного объяснения.(Приложение 1) Во время проведения первого эксперимента были поставлены следующие задачи: 1) сравнить уровень знаний по предмету в обеих группах, 2) определить экспериментальную группу для проведения формирующего эксперимента. Средний балл в контрольной группе составил 3,8, а в экспериментальной группе – 4,0 Результаты тестирования показали, что уровень знаний в обеих группах практически одинаковый. Были сформированы экспериментальная (8«А») и контрольная (8 «Б») группы. В контрольной группе занятия проводились по традиционной программе, в экспериментальной группе с использованием ИКТ на отдельных этапах уроков. При проведении формирующего эксперимента изучалась тема «Education: The world of Learning», рассчитанная на 19 часов (6 недель и 1 урок). Для проведения этого этапа эксперимента было скорректировано тематическое планирование, в ходе которого было предусмотрено использование ИКТ на разных этапах обучения. Кроме того, были изменены способы подачи материала, уточнены методические приемы. Цель формирующего этапа педагогического эксперимента:

разработать и экспериментально проверить эффективность использования ИКТ на уроке английского языка.

Во время проведения данного эксперимента были поставлены следующие задачи:

1) экспериментальная проверка эффективности ИКТ;

2) формирование специальных знаний, умений и навыков работы с ИКТ;

3) оказание содействия в развитии творческих способностей.

В ходе исследования были использованы следующие средства ИКТ: презентации Power Point, видеоролик с сайта www.Youtube.com, поиск дополнительного материала самими учениками по заданной теме и распечатки материалов из ресурсов Интернет (Приложение 3), отредактированные в Word.

По окончании формирующего эксперимента в обеих группах был проведен контрольный срез знаний по пройденной теме с одинаковыми заданиями. (Приложение 4).Так, средний балл в контрольной группе по результатам тестирования оказался 3,9, а в экспериментальной группе он составил 4,2. Результаты практической части эксперимента по каждой группе отражены в гистограмме. (Приложение 2) Кроме того, учащиеся экспериментальной группы выполняли предлагаемые задания с большим интересом и вниманием, чем ученики контрольной группы. Таким образом, проведенные исследования показали, что использование ИКТ при изучении и закреплении нового материала более эффективно и увлекательно, чем проведение традиционных занятий.

Что касается критериев полезности конкретной технологии в образовании, то его можно сформулировать следующим образом: та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Ученики уверенно используют ИКТ для доступа к информации, анализа и интерпретации её. Успешному развитию информационной компетентности старшеклассников способствует, прежде всего, овладение самими преподавателями информационной компетентностью. Результаты проведенного эксперимента показали, насколько использование ИКТ на уроке «оживляет» процесс обучения, делая его намного интереснее и непринужденнее, тем самым пробуждая желание у учащимся изучать английский язык. Таким образом, удалось подтвердить гипотезу, что использование ИКТ в процессе обучения иностранному языку значительно повысит эффективность учебно-воспитательного процесса и обеспечит формирование иноязычной лингвистической и коммуникативной компетенции обучаемого за счет принципа доступности и коммуникативно-лингвистической направленности процесса и процесса создания медиатеки. (Приложение 5)

Конечно, на уроках иностранного языка нельзя использовать компьютер постоянно, так как есть множество других задач, решить которые можно лишь при непосредственном общении. Но и недооценивать роль таких уроков нельзя. Именно компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам индивидуализации обучения.

Перспективы использования ИКТ учителем английского языка.

· Переписка учителя и учеников с жителями англо-говорящих стран посредством электронной почты

· Создание сайтов и презентаций (Power Point Presentations, Prezi): они могут создаваться совместно учителем и учащимися и использоваться в учебных и познавательных целях. Кроме того, возможен обмен презентациями между учителями.

· Обмен учителя методическим опытом с коллегами

· Электронные публикации рефератов, статей в Интернете.

Приложения

1. Задания диагностического контроля:

1.In Great Britain school begins at the age of…

A) 4-5 B)5-6 C) 6-7

2. The school year in England and Wales usually begin at…

A) the 1st of September

B) the 1st Monday of September

C) the 1st Tuesday of September

3. Classes in English and Welsh schools usually begin at …

A) 8 o’clock B) 8.30 C) 9 o’clock

4) The first schools to which children go are called …

A) infant schools B) junior schools C) secondary schools

5) Most of English schools have …

A) numbers B) names C) numbers and names

6)Children spend … years in primary schools

A) four B) five C) six

7) The subject that English children do not do in primary schools is

A) religion B) maths C) foreign language

8) Classes are usually over at … o’clock

A) two B) two C) four

8) Teaching in infant classes is … in junior classes.

A) less formal than B) more formal than C) as formal as

2.Результаты практической части эксперимента по каждой группе

3. Список сайтов

http://www.polytech.poltava.ua/education/europa/gb_4.html

http://english-globe.ru/index.php

http://images.yandex.ru/yandsearch?text

http://allenglish.narod.ru/simple.html

http://www.youtube.com/

4. Задания контрольного среза

1)Place the following statements under the correct heading.

GB Russia

1. Children ages 6-7/17 attend school

2. Pupils do not wear school uniforms

3. Pupils have a lunch at school free of charge

4. School discipline is not very strict

5. Summer vacations from June to August

6. Education is divided into 4 stages

7. Children ages 5-16/18 attend school

8. Pupils have to wear school uniforms to school

9. Pupils eat a hot lunch at school

10. Pupils have exams at the ages of 7, 11, 13 and 16

11. There are state and private schools in the country

12. School discipline is very strict.

2)Choose the Right Answer:

1. Education in Great Britain is divided into:

a) 2 stages c) 3 stages

b) 1 stage d) 5 stages

2. State does not control:

a) private schools c) grammar schools

b) modern schools d) state schools

3. British pupils are to have «11+» examinations at the age of:

a) 16 c) 5

b) 18 d) 11

4.British schools have

а) names not numbers

b) numbers

5. All British pupils must stay at school:

a) from 3 till 11 c) from 7 till 18

b) from 5 till 16 d) from 9 till 17

3) Перевод предложений на русский язык с использованием новой лексики

В Британии школы делятся на государственные и частные.

Государство не контролирует частные школы.

Образование в России обязательно и гарантируется Конституцией.

Британское образование делится на 3 ступени: начальное, среднее и дальнейшее.

Британские дети должны учиться в школе с 5 до 16 лет.

В «грамматических школах» учатся дети, которые имеют склонность к академическим предметам.

«Технические школы» предлагают коммерческие или технические курсы.

В «современных школах» ученики получают профессию.

В «общеобразовательных школах» сочетаются все виды образования.

5. Созданная медиатека по теме «Образование в Великобритании»

Тема

Источник, программа

1

Schools in GB

Power Point презентация

2

Schools in GB

Видеофильм http://www.youtube.com/

3

Education in GB

Power Point презентация

4

Education in GB and in Russia

Power Point презентация

5

Uniform in schools

Видеофильм

http://www.youtube.com/

6

Uniform in schools

Power Point. презентация

7

School subjects in GB and in Russia

Power Point презентация

8

Glossary

Power Point презентация






See also:
Яндекс.Метрика