Эффективная организация проекта через формирующее оценивание


Эффективная организация проекта через формирующее оценивание.

Маркова Ирина Анатольевна,

учитель начальных классов МБОУ

«СОШ № 1 города Петровска

Саратовской области»

Подготовить к успешной самостоятельной деятельности растущего человека в современном мире достаточно сложная и интересная задача. Замечательно зарекомендовал себя в практической деятельности учителя и классного руководителя современный и эффективный метод обучения, воспитания, приобретения социального опыта – метод проектов.

Наиважнейшим критерием оценки эффективности проекта является формирующее оценивание. С какой целью используется данный метод в проектной деятельности – какие результаты прогнозирует?

Цели формирующего оценивания:

оценивание потребностей обучающихся и уровня их мотивации и подготовки помогают оценить уровень знаний и способностей;

для планирования направляющих вопросов проекта и организации способов деятельности обучающихся;

формирующее оценивание помогает оценить продвижение ребёнка в решении проблемных задач, определить необходимость поддержки или поиска дополнительных ресурсов;

позволяет контролировать понимание учебного материала обучающимися, позволяет освоить детям планирование и самоконтроль деятельности.

Этот метод позволяет ещё до начала проекта выяснить потребности детей и родителей, актуализировать проблемные вопросы, замотивировать участников проекта и предложить им план сотрудничества и необходимую для этого информацию. Для этого может подойти:

*Игровая ситуация

*Постановка вопросов (стартовая диагностика)

*Презентация учителя — актуализация знаний по теме

*Мозговой штурм

* Формирование групп

*Критерии оценивания презентации

*Критерии оценивания публикации и др.

Далее «Критерии оценивания презентации и публикации» руководитель проекта представляет в ходе работы для планирования и коррекции самостоятельной деятельности участников проекта. На этом этапе полезно предложить и такие формы оценки:

* Бланки контроля «Ответственное поведение»

* Создание индивидуального «Дневника …»

* «Дерево вопросов» – исследования проекта

* Оценочные листы для групп обучающихся (презентация,

вики- статья)

На этапе завершения проекта необходимы иные формы формирования универсальных действий и их оценки:

*Критерии оценивания проекта

*Итоговая конференция

*Таблицы общего оценивания

*Защита публикации

Итоговое обсуждение

*Рефлексия

Итоговое оценивание позволяет аргументировано представить итоги работы в виде презентации, публикации, выпуска сборника сказок.

Критерии оценивания составляются в соответствии с требованиями стандартов, по которым проходит контроль, самоконтроль в группах и экспертная оценка учителя. Правильно спланированное оценивание помогает обучающимся самостоятельно успешно продвигаться по проекту, получить и презентовать определённый продукт.

Примеры использования формирующего оценивания прилагаю в приложениях к реализованному нами проекту «Мир добрых волшебников» для обучающихся начальных классов.

Поэтапное планирование деятельности покажу на примере данного проекта:

1 этап.

Формирующее оценивание и планирование: фронтальная беседа, «Мозговой штурм», после вводной презентации учителя – коллективное составление Календаря проекта, планирование «Лестницы успеха» и «Говорящей стены» проекта. Планирование работы в группах, заполнение дневника «Доброго волшебника».

2 этап. Работа в группах. Оценивание исследований, презентации, публичного выступления, согласованной работы в группах по плану. «Лента Достижений».

3 этап. Творческий. Написание сборника сказок. Оценивание публикации.

4 этап. Представление проекта на классном родительском собрании. Рефлексия. Защита проекта в форме учебной научно-практической конференции:

Презентации групп «Историки», «Исследователи», «Писатели-сказочники»,

«Искусствоведы». Презентация публикации «Сборник сказок».

Постпроектный этап.

Представление проекта на всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»(2010, Диплом), представление в сети Интернет.

Визитная карточка нашего проекта «Мир добрых волшебников».

Актуальность проекта: содействие формированию нравственного иммунитета ребёнка, социального опыта является одной из важнейших воспитательных задач современной школы. В этом помогло нам новое направление педагогики и психологии – сказкотерапия, содержащая специальные методы работы со сказкой, формирует систему ценностей ребёнка – нравственный иммунитет.

Цель проекта: продемонстрировать на примере детской литературы, что рождение волшебства в сказке, иллюстрации, музыке, в жизни связано с особым творческим состоянием человека.

Задачи проекта:

*развивать нравственный иммунитет ребёнка, формировать систему ценностей личности – стремление делать добрые дела через активизацию творческого начала ребёнка;

*посредством знакомства детей и родителей с творчеством «волшебных» художников-иллюстраторов, композиторов, сказочников повысить уровень художественного восприятия, обогатить творческое воображение и фантазию.

Основополагающий вопрос: Как могут люди помочь себе и друг другу?

Проблемные вопросы:

Где живёт волшебство?

Кто любит волшебные сказки?

Бывает ли волшебство в реальной жизни?

Какие изменения можем назвать «добрым или злым» волшебством?

Мы составили маршрут нашего проекта «Территорию добрых дел»: библиотека, дом (родные, друзья), наш класс. В библиотеке школьники находили не только нужную информацию, но и изменили обычный статус пользователя на статус друга, участвуя в акциях проекта: «Подарок библиотеке», «Книге – вторую жизнь». Семья стала полноправным участником проекта.

Волшебная грамота «Я — сам!»

Я – сам!/ Дата

1.

Уборка постели.

2.

Порядок на полках.

3.

Рабочее место на столе.

4.

Моя комната.

5.

Игры и игрушки.

6.

Мой дневник.

7.

Мой портфель.

8.

Моя одежда.

Итого баллов:

«5» — САМ (самостоятельность, активность, мастерство)

Приведу пример Письма – благодарность «Когда мой ребёнок бывает Волшебником»: «Мою дочку я стала называть доброй волшебницей, феей. Почему? Она не только постоянно стала следить за порядком в комнате, но и успевала мне помочь по дому: сама предложит помыть посуду после ужина, и что самое удивительное – научилась оценивать качество выполненного дела. Мне очень приятно признать, что грамота «Я – сама!», которую мы заполняли каждый день, волшебным образом изменила наши отношения с дочкой, когда они касались недоделок. В ходе проекта мы буквально заключили договор, не нарушали его, и друг другу подарили много замечательных слов, улыбок, счастливых минут общения».

Формирующее оценивание способствует эффективной организации проектной деятельности, формируя у обучающихся высокие навыки 21 века.

Литература:

Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях/

2.Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании. //Новые ценности образования: Забота – поддержка – консультирование. М.: Инноватор, 1996. – Вып. 6.






See also:
Яндекс.Метрика