Чудо под ногами


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Урок «открытия нового знания», построенный на основе деятельностного метода

Тема

Чудо под ногами

Цель темы

Дать понятие о почве, её плодородии и значении для растений, животных и человека; о перегное, его образовании и значении для плодородия почвы; воспитывать бережное отношение к плодородию почвы, к животным, формирующим почву.

Основное содержание темы, термины и понятия

Представление о почве, её составе.

Термины: почва, плодородие, перегной, минеральные соли, почвоведение.

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

проявлять бережное отношение к плодородию почвы, к животным, формирующим почву

Регулятивные:

— выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные:

— определять значение почвы для растений, животных, человека и обосновывать своё мнение

Коммуникативные:

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.

-характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы;

-знать термины почва, плодородие, перегной, минеральные соли;

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литературное чтение

«Великие русские ученые»

Русский язык

«Слово и его значение»

Технология

Разделы «Человек и земля»

Изобразительное искусств

«Картины родной природы».

Музыка

Музыкальной композиция «Гляжу в озёра синие»

(музыка Л. Афанасьева, Слова И. Шаферана).

Фронтальная;

парная

групповая

индивидуальная работа

Информационный материал:

Учебник «Окружающий мир», ч. 1, рабочая тетрадь № 1, атлас определитель «От земли до неба», книги для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне». — Методическое пособие « Уроки по окружающему миру», 3 класс. М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, «Просвещение»- М., 2012.

Демонстрационный материал:

— Оборудование для практической работы

Этап урока

Содержание урока .

Учебные задания и на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Характеристика

деятельности учащихся и учителя

УУД

I этап.

Мотивация к деятельности

Цель – мотивировать учащихся на изучение темы

« Чудо под ногами»

Организационная минутка

Проблемная ситуация

Звучит музыка – первый куплет музыкальной композиция «Гляжу в озёра синие»( музыка Л. Афанасьева, Слова И. Шаферана).

— Какое значение в этой песне имеет слово «земля»? (Страна)

-Как называется на русском языке наша планета? (Земля)

-А как называется почва у нас под ногами?( Земля)

Страна Планета Почва

Практическая работа исследование состав почвыПрактическая работа исследование состав почвы Практическая работа исследование состава почвы

– Не у многих народов словом «земля» названы и земной шар, и страна, и почва. Как вы думаете, почему у народов, живущих в России такое отношение к земле? (предположения детей)

-Работа в группе. На ваших партах лежат несколько пословиц и стихотворений. Ваша задача: прочитать свою группу пословиц. Объясните, почему именно так я их объединила. К какой из этих трёх табличек можно отнести ваши пословицы. Можно спорить и отстаивать свою точку зрения! Окончание работы по звоночку.

Дети работают в группах. Затем каждая группа делает отчёт о своих пословицах.

1группа

Кто мать сыру землю любит, тот голоден не будет. Дорогой товар из земли растёт. Земля кормит людей, как мать детей.

2 группа

Кто наступит на землю русскую — оступится.Береги землю родимую,как мат любимую. Родная земля – мать, чужая – мачеха.

— Как вы думаете, что чудесного в той земле, по которой мы ходим? (предположения детей)

— Кто догадался, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

— О почве ещё говорят «чудо под ногами». Что же чудесного в ней и будем разбираться сегодня на уроке.

Учитель настраивает детей на нужную волну урока.

Учащиеся путём предположе-ния, работы в группе, отгадывания ребуса

формулируют тему урока.

Личностные умения:

проявлять интерес к

изучению темы

Коммуникативные умения:

адекватно взаимодействовать

с партнёром в рамках учебного

диалога;

Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Регулятивные:

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

II этап.

Учебно-познавательная деятельность

Цель – формирование у учащихся представления о почве, её составе

Задание 1 (З) Учебник, с. 74—75

— А кто знает, что такое почва? (предположения детей)

— Открываем учебник на с.74, читаем внимательно текст, отмечаем на полях учебника галочкой то, чего вы не знали раньше.

-Встаньте те, которые всё знали из этого текста.

— Встаньте те, которые что-то узнали из этого текста.

— Встаньте те, которые чего-то не поняли в тексте.

-Объясните значение слова «почва».

-Объясните значение слова «плодородие».

-Расскажите о значении почвы для растений и животных.

-Объясните значение слова «почвоведение»

-Расскажите о русском учёном В. В. Докучаеве.

Задание 2 (П) Учебник, с. 74—75.

Верно ли, что, обрабатывая почву, человек нарушает её плодородие и наносит невосполнимый ущерб природе? Обоснуйте

своё мнение.

.Физкультминутка

Дети читают текст, находят в нём определение почвы, главного свойства почвы, термин «почвоведение».

Регулятивные:

— выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные:

раскрывать значение понятий

«почва», «плодородие», «почвоведение» и использовать их в активном словаре;

III этап.

Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель – формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи

Задание 3 (У) Рабочая тетрадь, с. 50—51

— Вы назвали главное свойство почвы – плодородие. Давайте выясним, почему же почва плодородна. Как вы думаете, что для этого нужно сделать? (изучить состав почвы)

— Работаем в парах. Открываем рабочую тетрадь на с.50.

— Что нам предстоит сделать? (провести практическую работу по исследованию состава почвы)

— Какова цель нашего исследования? (определить, что входит в состав почвы)

— Рассмотрите оборудование, приготовленное для практической работы у себя на парте. Знаете ли вы название этих приборов? Посоветовавшись со своим соседом, в тетради соедините стрелочкой рисунок оборудования и его название.

Практическая работа «Исследование состава почвы».

О п ы т 1 (выполняют ученики).

— Внимательно прочитайте инструкцию к первому опыту. Как будете выполнять этот опыт? ( Берём стакан с водой и бросаем в него комок сухой почвы, наблюдаем)

— Что интересного увидели? (Из почвы выходят пузырьки воздуха – это говорит о том, что в почве есть воздух)

— Молодцы! Фиксируем вывод в тетради.

О п ы т 2 (выполняют ученики).

— Внимательно прочитайте инструкцию к опыту № 2. Как будете выполнять этот опыт?

( Насыпаем на стекло комочек свежей почвы, стекло закрепляем в держатель, равномерно нагреваем над огнём, над хорошо нагретой землёй держим холодное стекло)

— Что наблюдаете? (Стекло стало влажным – значит в почве есть вода)

— Молодцы! Фиксируем вывод в тетради.

О п ы т 3 (проводит учитель).

Высушенный комочек почвы положим на металлическую пластинку и нагреем на спиртовке (над почвой появляется дым и ощущается неприятный запах). Поместим на металлическую пластинку стебельки растений и нагреем на спиртовке (над почвой появляется дым и ощущается

неприятный запах). Сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных и придаёт почве тёмный цвет. Плодородие почвы

определяется наличием в ней перегноя.

Вывод — в почве есть перегной.

О п ы т 4 (проводит учитель).

Высыпаем остаток прогретой почвы в стакан с водой, размешиваем и даём отстояться (песок осел на дно, вода сначала была мутной, а потом осела и глина, вода стала светлее).

Вывод — в почве есть глина и песок.

О п ы т 5 (проводит учитель).

1) Профильтруем воду, в которой долго находилась почва (на фильтре увидим остатки растений, перегной, песок, глину).

2) Профильтрованную воду нальём на стекло и подержим над спиртовкой (на стекле увидим белый налёт).

Вывод в почве есть минеральные соли.

Каждый вывод фиксируется в тетради.

— На основе проделанных опытов попробуйте самостоятельно сделать вывод, что входит в состав почвы. (В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок и глина, минеральные соли). Сравните их с выводами в приложении на с. 89.

— Хорошо! На с. 51 найдите карточку групповой оценки проведения практической работы, заполните её.

Физкультминутка

Задание 4 (З) Учебник, с. 74—75.

Ребята, вы сказали мне , что почва оказывается служит домом для многих животных. Внимательно рассмотрите рисунок в учебнике на с. 74-75. Определите, какие животные обитают в почве. (лесная мышь, крот, медведка, черви , многоножка,..)

— Что общего у животных разных групп, насекомых и зверей, живущих в почве? ( сходство в строении передних конечностей – приспособление к жизни под землёй).

— Выскажите свои предположения, как эти животные влияют на плодородие почвы. (ответы детей)

Задание 5(З) Учебник, с. 76.

— Выскажите свои предположения, почему почву называют «чудесной кладовой?» (ответы детей)

— Правы вы или не совсем, вы можете проверить себя, прочитав по учебнику рассказ «Почва и жизнь» на с.76.

-Расскажите о значении почвы в жизни растений.

-Расскажите о животных, которые влияют на плодородие почвы.

-Расскажите о значении почвы для живой природы и хозяйственной деятельности человека.

Задание 6 (П) Учебник, с. 76.

Верно ли, что плодородие почвы зависит только от перегноя?

Обоснуйте своё мнение.

Можно ли утверждать, что почва является предметом только живой природы? Обоснуйте своё мнение.

Ученики в ходе практической работы определяют, что входит в состав почвы. При этом составляют алгоритм выполнения работы к каждому опыту. Делают выводы, фиксируют их в рабочей тетради, отчитываются о проделанном опыте и наблюдении перед классом. Заполняют карточку групповой оценки проведения практической работы.

Учитель помогает детям в составлении алгоритма выполнения опыта, делать в правильной форме умозаключения.

Учитель в среднем темпе читает статью о жизни в почве.

Ребята слушают рассказ учителя, составляют схему из предложенных элементов

Проверяют свою схему по данному образцу.

Регулятивные:

— работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Предметные умения:

-выполнять исследование и

оформлять вывод;

характеризовать состав почвы

Коммуникативные:

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Регулятивные:

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Регулятивные:

— выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные:

-преобразовывать информацию из одной формы в другую



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика