Что значит быть внимательным


Материал к родительскому собранию.

Что значит быть внимательным? Сложность современной жизни такова, что цена человеческой ошибки возрастает постоянно. К сожалению, увеличивается и вероятность ошибки. На человека действует большое количество информации. Для того, чтобы выжить, человек должен реагировать на эти сигналы. Необходим механизм выделения наиболее сильных сигналов. Эту функцию и выполняет внимание.

Внимание-это способность человека сосредоточивать сознание на каких-либо предметах или явлениях. Внимание-это процесс, который помогает функционировать другим познавательным способностям. От уровня развития внимания во многом зависит успешность обучения ребенка в школе.

Младшему школьнику нужно уметь внимательно слушать объяснения учителя, переключаться с одного задания на другое, не отвлекаться на посторонние раздражители и т.д. Еще до начала обучения у ребенка постепенно формируется внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ему помощь. У дошкольников преобладает непроизвольное внимание, он не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. С поступлением в школу для ребенка начинается новая эпоха. Для того чтобы ребенок развивался, необходима внутренняя регуляция, саморегуляция, проявление которой можно назвать произвольным вниманием. Характерной чертой произвольного внимания является то, что оно направляется на объект под влиянием самого ребёнка. Развитие произвольного внимания тесно связано с формированием силы воли и ответственности: ребёнок старается тщательно выполнить как интересное, так и неинтересное для него задание. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития таких его качеств, как объём, концентрация, распределение, переключение, устойчивость. Умственные действия способствуют совершенствованию и развитию основных свойств внимания ученика младшего школьного возраста. Развитие внимания ребенка должно совершаться в нескольких направлениях.

Это формирование умственных действий.

Учеба ребенка приемам контроля и оценки своих действий.

Создание соответствующей атмосферы развития произвольного внимания, главное условие которой — формирование положительной мотивации учебы.

В психологии известны различные подходы к развитию умственных действий. В свое время известный психолог П.Я.Гальперин создал теорию поэтапного формирования умственных действий. Этот процесс имеет ряд этапов.

Первый этап-этап предварительного ознакомления с действием. Ребенку необходимо разъяснить цель действия, показать, на что надо ориентироваться при выполнении действия.

Второй этап— выполнение действия во внешней, развернутой форме. Ребенок должен усвоить (понять и запомнить) содержание действия (правило выполнения).

Третий этап заключается в том, чтобы научить его проговаривать все совершаемые действия. Необходимо отработать этот этап настолько, чтобы ребенок мог произнести все операции, необходимые для выполнения действия.

Четвертый этап — выполнения действия в форме проговаривания всего процесса «про себя».

Пятый этап-выполнение действия во внутренней речи. Ребенок сам выполняет действие и сам себя контролирует. Второе направление развития произвольного внимания связано с формированием умений ребенка контролировать и оценивать себя. Начинать развивать контроль и самоконтроль необходимо с обсуждения образцов выполнения того или иного действия. Ребенка надо учить способам проверки своих действий. Третье направление составляет каждодневная работа взрослых. Центральным звеном регулирующим взаимоотношения личности и окружающего мира, является самооценка человека — собственное отношение к себе. Человек с низкой самооценкой постоянно чувствует неуверенность в собственных силах. Ребенок, поступивший в школу, испытывает снижение самооценки. Очень важно давать упражнения на развитие свойств внимания.При подборе игр, упражнений по развитию внимания надо помнить об особенностях внимания в учебном процессе. Опыты психологов показывают, что даже дети 1 класса способны к достаточно сильному, концентрированному и устойчивому, вниманию. Но для этого надо соблюдать определенные условия организации учебной деятельности.

Свойства внимания:

Объем – количество символов, воспринимаемых нашим сознанием одномоментно ( у младших школьников не превышает 3-4, а у некоторых еще меньше).

Устойчивость – время сохранения концентрации сознания на определенном объеме ( у младших школьников 7-12 минут).

Переключаемость – возможность отвлечь сознание от одного объекта и переместить его на другой.

Распределяемость – наличие двух фокусов внимании я одновременно.

Концентрированность – возможность удерживать сознание на одном объекте при наличии отвлекающих факторов.

Произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье. В некоторых семьях этому не уделяется достаточного внимания. Ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений – все это может привести к несформированности произвольного внимания и в последствии к проблемам в учебной деятельности.

Памятка для родителей

В основе внимания лежит интерес. Чем разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребенку, тем больше шансов развить произвольное внимание.

Развивая внимание, учитывайте круг интересов ребенка. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечениями.

Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, поездки, походы, любую возможность.

Развивая внимание, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Больше внимания обращайте на достигнутые успехи.

Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.

В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания.

Наберитесь терпения и не ждите немедленных успешных результатов.

Примеры заданий на развитие внимания.

1.Нарисовать точки (линий, кружки, квадраты) в тетради так, как они расположены на образце.

2. В перечне слов подчеркнуть те, в которых есть определенная буква. Например:

подчеркнуть слово, в котором есть буква «д» : портной, подвал, антракт, земляк.

3. Переписать (перепечатать) без ошибок зашифрованные слова (аворок, алокш, адогоп, алкук, теломас, анишам и т.д.), а затем расшифровать их.

4. В таблице букв (25 * 20) вычеркнуть вертикальной чертой буквы А, М, К, З.

5. Разделить «склеенные» между собой слова (слова напечатаны без промежутка)

6. Найти ошибки в приведенных примерах (некоторые примеры имеют неправильный ответ).

7. На столе лежит несколько предметов. Один убрали, Что убрали?

8. На столе лежит несколько предметов. Предметы поменяли местами. Что изменилось?

9. На столе несколько предметов. Один убрали и заменили другим. Что убрали и что положили?

10. Мама попросила сына купить в магазине мясо, мыло и спички. Сын купил по просьбе мамы масло, сало, спички и мясо. Что же он забыл купить?






See also:
Яндекс.Метрика