Что в имени в твоем Байкал


Конспект урока по окружающему миру в 3 классе

Тема: «Что в имени твоём, Байкал?»

Цель: изучение истории возникновения названия озера Байкал

Задачи:

дать учащимся представление об особенностях происхождения названия озера Байкал;

ознакомить с праздником День Байкала;

развивать умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное, систематизировать материал, делать логические выводы;

способствовать формированию у учащихся бережного отношения к природе и любви к своей Родине.

Оборудование: книги о Байкале, мультимедиа-презентация, компьютер.

Ход урока:

Орг. момент Приветствие. Организация внимания уч-ся.

— Сегодня на нашем уроке присутствуют учителя Иволгинского района и один из авторов учебного пособия Зоя Ивановна Паздникова.

Вводная часть

— Сегодня мы продолжим знакомиться с природой родного края. Но урок у нас будет необычный.

-Мы живем с вами, ребята, в мире людей, нас окружает огромный мир самых разных предметов в доме, на улице, в школе. Нас окружает и мир природы. Каждый предмет имеет свое название (книга, стол и т.д.). Когда мы произносим название предмета, то мы представляем его форму, размер, цвет и, возможно, какие-либо еще признаки, по которым он отличается от других предметов. Каждый человек с рождения имеет собственное имя: Марина, Арюна, Александр, Баир и т.д. Давайте подумаем, что несет в себе имя, зачем оно человеку? Реки, моря, горы тоже имеют свои названия. Как вы думаете, а почему человек дает название природным объектам?

Ответы учащихся (например, Марина – «морская» (латинское) и т.д.).

Отгадайте загадку:

Древен род его в природе,

Кличут озером в народе.

Волны моря плещут в нём,

Как всё это назовём? (Байкал)

Основная часть Сегодня тема нашего урок «Что в имени твоём, Байкал?»

Сегодня мы постараемся узнать, как возникло название озера Байкал.

-Кто из вас, ребята, был на Байкале, в какой его части (местности)? Представим, что вы первооткрыватели этого озера. Какое бы тогда имя вы придумали ему? Почему?

Обобщение ответов учащихся, подвести к тому, что учитывают исследователи, когда подбирают название озеру, реке и др. (можно связать с Карасиным озером)

Изучение нового материала

— Многие народы жили на берегах Байкала. И каждый по-своему именовал озеро, вкладывая в название особенный смысл, чтобы подчеркнуть его величие и неповторимость. До нас дошли названия — Ламу — эвенки, Бэйхай — китайцы, Тенгис – тюрки, Байгал-далай – буряты и монголы, Байкал – русские.

На доске вы видите таблицу: в 1-й колонке – карточки с названиями озера, а во 2-й колонке — названия народов, населявших в древности берега озера. Вам нужно подумать и правильно соотнести название озера и народ, который называл озеро тем или иным именем.

Из каких источников мы можем узнать правильный ответ? (Учебников, словарей, энциклопедий. Предложить уч-ся поработать с разными источниками: словари, энциклопедии и т.д.)

Правильно ли вы выполнили задание нам поможет учебное пособие «Байкальский сундучок» (стр. 13). Кто знает, что такое сундучок? (Ответы детей)

Это учебное пособие издано в Москве. Хочу представить вам авторов – это Зоя Ивановна Паздникова, …

Физминутка Существует ритуальное обращение у бурят к Земле и Воде. Давайте и мы проговорим его.

Даб гэхэ дайда манай,

Далай гэхэ уһан манай.

Земля, по которой ходишь, наша!

Вода, раскинувшаяся морем, наша! (Хоровое проговаривание)

День Байкала

— Ребята, у каждого из вас есть день рождения и у озера Байкал есть день рождения. Он

отмечается в первое воскресенье сентября с 1999 года. Озеро Байкал входит в Список Всемирного Наследия.

На слайдах эмблемы Дня Байкала

Творческая работа

Давайте, ребята, сделаем поздравительные открытки «С Днём рождения Байкал!». Вы можете не только нарисовать и написать пожелания, но придумать стихи о Байкале. А наши гости оценят ваши работы.

Самостоятельная работа детей

Оценка гостей

Домашнее задание

Сегодня мы узнали о происхождении названия озера Байкал, а знаете ли вы, почему наше озеро Карасиное получило такое название? Но полную информацию смогут дать нам легенды, которые передаются из поколения в поколение. Об этом спросите у своих дедушек и бабушек.

Итог урока

Закончим наш урок чтением стихотворения одного из известнейших поэтов Бурятии Цыден-Жаб Арсалановича Жимбиева. Его называют певцом Забайкалья, потому что он воспевает в своих произведениях красоту родного края, седого Байкала.

Учитель читает стихотворение «Байкал»:

Байкал зовут Байкюлем,

Байгюлем и Бэйхаем:

Ему дано немало

Таинственных имён.

Но мы на карте мира

Всегда его узнаем,

На силуэт посмотрим

И скажем: «Это он!»

(Ц. Жимбиев)

Ответы учащихся.

Слайд презентации: текст стихотворения

Хоровое чтение

Итог урока

Творческая работа

Давайте, ребята, сделаем поздравительные открытки «С Днём рождения Байкал!». Вы можете не только нарисовать и написать пожелания, но придумать стихи о Байкале. А наши гости оценят ваши работы. (Самостоятельная работа детей. Оценка гостей).

Домашнее задание.

Сегодня мы узнали о происхождении названия озера Байкал, а знаете ли вы, почему наше озеро Карасиное получило такое название? Но полную информацию смогут дать нам легенды, которые передаются из поколения в поколение. Об этом спросите у своих дедушек и бабушек.

Итог урока

Закончим наш урок чтением стихотворения одного из известнейших поэтов Бурятии Цыден-Жаб Арсалановича Жимбиева. Его называют певцом Забайкалья, потому что он воспевает в своих произведениях красоту родного края, седого Байкала.

«Байкал»

Байкал зовут Байкюлем,

Байгюлем и Бэйхаем:

Ему дано немало

Таинственных имён.

Но мы на карте мира

Всегда его узнаем,

На силуэт посмотрим

И скажем: «Это он!»

(Ц. Жимбиев)

— До свидания, ребята!






See also:
Яндекс.Метрика