что такое толерантность


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

города Лабинска Лабинского района

«ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ…»

Подготовила:

педагог-психолог

Астахова С.П.

Лабинск 2013

Цель:

1. Познакомить учащихся с понятием «Толерантность».

2. Способствовать формированию толерантного отношения к окружающему миру как осознанной жизненной позиции личности.

3.   Содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей; 4. Способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Задачи:

1.     расширить представление учащихся и педагогов школы о понятии «толерантность»;

2.      содействовать воспитанию межличностных отношений в духе принятия, понимания, признания;

3.     провести психологические игры и уроки, позволяющие  учащимся получить непосредственный опыт и практические навыки толерантного поведения;

4.     определить перспективы развития проекта.

План проведения мероприятия:

1. Ознакомление учащихся с понятием «толерантность » и историей его возникновения.

2. Психологические игры.

3. Сказка о толерантности

4. Рефлексия, подведение итогов урока.

Ход проведения мероприятия:

Учитель: Добрый день дорогие ребята. Сегодня мы с вами поговорим о дружеских взаимоотношениях. Кто из вас знает, как можно одним словом назвать дружеские взаимоотношения? (дети предлагают свои варианты ответов) Дружеские отношения можно назвать «толерантными отношениями». Кто из вас знает, что означает это слово.

(Дети высказывают свои мнения)

Итак, давайте разберемся, что же такое «толерантность».

В «Декларации принципов толерантности» ЮНЕСКО, дается следующее понятие этого слова «Толерантность – это, уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражение я способов проявления человеческой индивидуальности».

У разных народов существуют разные определения этого слова:

в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-то или кого-то)

Вот видите, сколько разных определений у одного слова.

1)      Какое из определений вам импонирует более всего? Почему?

2)      Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

3)      А что же объединяет эти определения? (терпимость)

4)      Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

Сейчас я предлагаю разобраться, что означает быть толерантным и какими качествами личности должен обладать толерантный человек. Для этого мы сыграем в игру, которая называется «Волшебная лавочка».

«ВОЛШЕБНАЯ ЛАВОЧКА»

Учитель: давайте представим, что вы пришли на рынок за покупками и подошли к необычной лавочке, где вместо продуктов продаются качества личности. Я попрошу вас выбрать себе по одному качеству личности, по вашему мнению, присущему толерантному человеку, а взамен подарить продавцу улыбку.

(На импровизированной торговой лавке разложены элементы мозайки, на каждом из которых написано по одному положительному качеству личности человека. 1. Терпимость .2. Снисходительность. 3 Терпение. 4. Чувство юмора. 5. Чуткость. 6. Доверие. 7. Альтруизм. 8. Умение владеть собой. 9. Доброжелательность. 10. Умение не осуждать других. 11. Гуманизм. 12. Умение слушать. 13. Любознательность. 14. Способность к сопереживанию. )

Учитель: ну что, за покупками вы сходили, а теперь давайте посмотрим, что из этого получилось? Я предлагаю вам собрать все качества толерантного человека вместе и посмотреть, что получиться.

(Дети собирают кусочки вместе, и из них складывается фигурка улыбающегося человечка).

Учитель: вот какой замечательный, красивый человечек у нас получился. Теперь вы точно знаете, какими качествами должен обладать толерантный человек. А вот всегда ли вы толерантны по отношению к другим, мы сейчас узнаем.

«ОБЛАКА»

Я предлагаю вам закрыть глаза (чтобы не давило мнение окружающих) и поднять руку тем, кто никогда никого не обзывал обидным словом. (Результаты опроса известны только учителю.)

Учитель раздает всем детям листки, вырезанные в форме облака, на котором ребенок пишет обидное слово, сказанное ему.

Учитель собирает облака и прикрепляет их на большой оранжевый кружок, символизирующий солнце.

Учитель обращается к ребятам с вопросом «Что может сейчас произойти?». Дети отвечают, что на класс надвигается гроза, облака закрыли солнце.

Учитель просит рассказать ребят, что они чувствовали, когда их обзывали, и что они делали в ответ. Наиболее типичные реакции записываются на доске в две колонки.

Действия Чувства

Я просто отошел в сторону.Мне хотелось плакать.

Я сказал, что нельзя обзываться. Я хотел ударить обидчика.

Учитель предлагает ребятам найти выход из создавшейся ситуации, чтобы погода стала вновь ясной. Дети предлагают свои варианты выхода из конфликтной ситуации: «Я не хотел тебя обидеть, прости», «Я был не прав», «Давай помиримся» и т.д. После каждого высказывания учитель постепенно убирает по одному облаку, открывая солнышко.

Учитель: ну вот видите, над нашим классом снова светит солнце. А это значит, что в наших силах разогнать любые тучи и уладить любой конфликт. Для этого нужно немного поработать над собой.

Учитель: Главное, что вы должны понять, это то, что быть толерантным не означает отступать от своих убеждений. Это означает оставаться самим собой, придерживаться своих принципов и признавать такое же право за другими. Потому – что мы все различны и все равны!

А теперь Я хотела бы предложить вашему вниманию маленькую сказку. Подумайте, какой смысл заключен в этой сказке? (звучит легкая фоновая музыка).

Гном и звезда

У речки стоял удивительный домик,

В том домике жил удивительный гномик,

До пола росла у него борода,

А в той бороде проживала Звезда.

Не знал ни забот, ни тревог этот гном,

Звезда освещала собою весь дом

И печку топила, и кашу варила,

И сказки ему перед сном говорила…

И гном с восхищеньем чесал в бороде,

Что было, конечно, приятно Звезде.

Кормилась она только крошками хлеба,

А ночью гулять улетала на небо.

Так шли потихоньку года и века…

Но кончилась в доме однажды мука.

И гном, распростившись с насиженной печкой,

С рассветом отправился в город за речкой.

А в городе том не носили бород.

— Ха-ха! Хо-хо-хо! – стал смеяться народ.

— Вот чучело! – каждый ему говорил.

И гном испугался. И бороду сбрил.

И на пол упала его борода,

И тут же его закатилась Звезда.

У речки теперь есть обычнейший дом,

Живёт в этом доме обычнейший гном,

Опять отросла у него борода,

Но больше к нему не вернулась Звезда.

Учитель: ребята, как вы думаете, о чем эта сказка? И почему от гнома ушла звезда? И были ли толерантны люди, смеявшиеся над гномом? (начинается обсуждение сказки)

Я хочу чтобы вы поняли, что проявление толерантности, не означает терпимого отношения к несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. И никто не вправе оскорблять кого-то за то, что он другой.

В каждом из нас есть много хорошего, но есть и те черты, которые неплохо было бы изменить.

«ВОЛШЕБНАЯ РУКА»

Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках хорошие качества, а на ладошке — то, что хотелось бы изменить в себе.

(обсуждение написанного)

Говорят, есть такая планета, в ней Дальний человек становится Близким, как только ты подойдешь к нему. На этой планете любят каждого, не сравнивая не с кем, любят всегда и любого. И неважно, какого цвета твоя кожа, какой национальности ты принадлежишь, где живешь — в роскошном многоэтажном доме или маленькой комнате, в какой школе ты учишься, какой статус занимают твои родители, как ты одет, если у тебя свой сотовый телефон. Любить здесь также естественно, как дышать, и на доброту здесь нет запретов так же, как на свет и воздух. В этом мире между людьми нет запрещающих заборов, нет преград и нет лишних людей, и ничто не мешает одному человеку при встрече видеть другого, обрадоваться ему и протянуть руки ему навстречу. Раскрытые ладони и сердце одного здесь всегда встречают такие же ладони и сердце другого. Это прозрачный и спокойный мир, здесь

много тепла и нежности, и нет боли непонимания. Это простой и честный мир. Тут не н6адо завоевывать любовь другого через унижение более слабого, и не надо выгадывать или обманывать, потому что все, что человеку надо, в нем, для каждого. Здесь нет ссор и воин, нет драк и клеветы, нет кличек и обзываний. Это планета преисполнена изобилий. Ты нуждаешься в понимании — тебя поймут. Тебе хочется согреться — тебя согреют и сердцем и руками, и дыханием и всем теплом души.

Тебе нужна любовь — тебе дадут ее всегда потому, что она есть у каждого. Конечно, здесь живут живые люди и они имеют право на плохое настроение, потому что у природы есть такой закон природы. Беседы о нравственности, конечно, тоже будут не лишними, но что говорить, когда все это впитывается просто из воздуха. Здесь каждый понимает, что важно ни только играть и развлекаться, но и работать. Одинаково радостно идут игры, и работа если у кого-то не получается, то другие обязательно помогут. На этой планете главное научиться быть другом. У жителей планеты девиз «Учись быть нужным и надежным так ты поможешь людям».

Как попасть в этот мир? Попасть сюда просто: достаточно очистить свою душу и разрешить себе жить так, чтобы можно шагнуть навстречу другому — шагнуть так сильно, тепло и открыто, чтобы он сделал ответный шаг тебе на встречу.

Дорогой друг, моя сказка о стране толерантности закончена, но ты всегда должен помнить что в ней для тебя есть место, тебя примут поймут. То, в каком мире вы находитесь, зависит только от вас, нет таких обстоятельств, которые заставили бы вас отказаться в том или ином мире. Есть ситуации, которые подталкивают, к какому- то выбору, но побеждают либо они, либо вы и ваш выбор. Глупее всего, оставаться в каком — то мире только потому, что вы в него уже попали. Надо уметь быстро перестраиваться. Потому что счастлив лишь, тот человек, у которого есть внутреннее солнышко. Я желаю вам, чтобы планета толерантности стала вашим домом, а внутри каждого из вас светило Ваше солнышко.

Список литературы

1. Сборник стихов «Если бросить камень вверх» — автор А.Усачев

2. «Декларация принципов толерантности» ЮНЕСКО от 16 ноября 1995г.

3. Интернет ресурсы.

4. «От головы до пят» — автор Клаус Фопель.






See also:
Яндекс.Метрика