Что происходит с информационным образованием


Что происходит с информационным образованием

Современное общество ставит перед собой глобальной целью воспитание нового информационно-культурного человека. В нашей стране традиционно функции воспитания берут на себя школы, колледжи, гимназии, ВУЗы и другие образовательные учреждения. В настоящее время их цель – привить новому поколению основы информационной культуры.

В 1985/86 учебном году в общеобразовательную школу был введен новый учебный предмет «Основы информатики и вычислительной техники». Обеспечение всеобщей компьютерной грамотности молодежи было первоочередной задачей. С позиций современного понимания образовательных целей и ценностей компьютерная грамотность уже не может рассматриваться как приоритетная задача, она входит сегодня в общую грамотность современного человека.  Сейчас актуально обучение информационной культуре и это не просто компьютерная грамотность, но попытка воспитания креативно мыслящих людей, способных свободно ориентироваться в новом постиндустриальном обществе. Умение моделирования разнообразных процессов, явлений и объектов, свободное ориентирование в потоках информации, умение структурировать ее, – необходимая часть такого воспитания.

Образовательные институты отвечают на потребности общества. В разных странах апробируются новые схемы обучения. Один из самых известных органов Организации Объединенных Наций — ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) выделяет четыре основных направления в системе образования:

учиться познавать;

учиться делать;

учиться жить вместе;

учиться жить.

Сегодня информатизация образования требует переосмыслить навыки и компетенции, которые необходимы учащимся для того, чтобы стать активными гражданами и полноценными работниками в становящемся сегодня обществе знаний.

В России появились новые стандарты образования. В стандартах первого поколения говорилось о том, что детям необходимо прививать ЗУН – знания, умения и навыки. Но появились, по крайней мере, две причины, по которым эта цель была пересмотрена. Человечество накопило такой огромный пласт знаний, что нет возможности научить всему, или хотя бы большей части. И это первая причина. Вторая связана с невероятно быстро меняющимися технологиями и созданием принципиально новых объектов окружающей действительности. Поэтому в новых ФГОС (федеральных государственных стандартах образования) стали говорить об УУД – универсальных учебных действиях. Характерной особенностью школьных стандартов второго поколения является то, что они дают только основные ориентиры, контуры содержания образования, формулируют требования к тому, чем должны овладеть учащиеся в результате обучения. Приоритетным направлением стало не обучение новым знаниям, а получения умения учиться. Научить учиться – вот что важно сегодня!

Технологии, которые используются для реализации ФГОС, быстро изменяются, компьютерные программы постоянно совершенствуются, поэтому учащимся важно не получить знания о работе в какой-то конкретной версии компьютерной программы, а научиться в принципе использовать компьютерные технологии для решения каких-либо задач. Например, для построения информационных моделей уметь выбрать нужную программу и соответственно использовать свои навыки применения компьютерных технологий.

В нашей быстроменяющейся жизни изменилась парадигма образования. Раньше образованным людям достаточно было один раз научиться чему-либо в юности, и пользоваться этими знаниями всю свою жизнь, а теперь необходимо постоянно совершенствоваться. Современному человеку важно уметь быстро приспосабливаться к новым, постоянно изменяющимся реалиям, быть мобильным, уметь быстро переквалифицироваться. Сейчас на первый план выходят экологические проблемы: загрязнение окружающей среды, нехватка питьевой воды, таяние ледников, глобальное изменение климата и т. п. Моделирование критических ситуаций поможет человечеству справиться с ними. Существуют социальные проблемы: расовые, идеологические столкновения людей различных конфессий, — это при том, что глобализация добавляет к проблемам отдельных государств мировые кризисы. Ведущие места в обществе будут отведены людям, способным выходить из критических ситуаций.

Способность людей использовать необходимые навыки актуальны не только для решения накапливающихся проблем. Ведущие социологи прогнозируют скорый переход от общества информационного к новому типу: Smart-обществу. Это следующий этап развития за так называемым «информационным обществом», в котором мы сегодня живем. Smart-общество – это новое качество общества, в котором совокупность использования подготовленными людьми новых технологий (то есть Smart-технологий) позволяет повысить качество жизни. Само по себе понятие Smart подразумевает готовность непрерывно меняться и адаптироваться под окружающий мир, отвечая на требования экономики и общества. С изменением типа общества изменяется и образование. Предполагается, что в Smart -обществе происходит переход от традиционной модели обучения к e-learning, а затем — к smart-образованию.  Важнейшим вопросом становится подготовка кадров, обладающих творческим, креативным потенциалом, умеющих работать и думать в новом мире. Так, умение быстро и эффективно находить и использовать информацию становится  обязательным для человека с информационной культурой.   Смарт-образование позволяет студентам генерировать новые знания и формирует личность smart-человека, который в совершенстве владеет ИКТ для поиска, анализа информации и создания инноваций.  В смарт образовании предполагается обязательное обучение многомерному видению с учетом непрерывного обновления содержания дисциплин. Ожидается увеличение потребности в людях, продуцирующих знания, использующих и создающих новые технологии, технику, биотехнику и т п. Люди нового общества должны обладать универсальными умениями и навыками работы в разных средах. Только тогда, когда человек обладает этими умениями, его можно назвать современным и творчески мыслящим.

Библиография

А. А. Кузнецов, Институт управления образованием РАО, Москва, «ЕЩЕ РАЗ О ШКОЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ (комментарий к стандарту старшей ступени школы)», Научно-методический журнал «Информатика и образование», № 6 (235) август 2012

Голунова Лилия Викторовна. Формирование информационной грамотности старших школьников в учреждении дополнительного образования : Дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 : Кемерово, 2003 227 c. РГБ ОД, 61:04-13/202-3

Библиографические ссылки на электронные ресурсы

Гайнанов Руслан, //Stfw.Ru :«Смарт-общество: нескромное обаяние smart-технологий», URL: http://stfw.ru/page.php?al=smart-obshhestvo-neskromnoe-obayanie-smart-texnologij , 4.08.2012, 08:14

Смирнов Сергей, «Как нам построить Smart-общество?», URL:http://www.nkj.ru 10 октября 2012

Тихомирова Наталья Владимировна,д.э.н., профессор, ректор МЭСИ, «Глобальная стратегия развития smart-общества. МЭСИ на пути к Smart-университету», 22.03.2012






See also:
Яндекс.Метрика