Что мы знаем о словах


Урок русского языка в 4 классе

«Что мы знаем о словах?»

Цель урока: закрепить знания учащихся о слове( лексическое значение, состав слова, фонетический разбор, морфологический разбор частей речи, правописание слова) разбор предложения

Задачи:

— Учить соотносить результат с учебной задачей, находить и исправлять ошибки,

— анализировать алгоритм действий, осуществлять выбор последовательных операций,

— предлагать доказательство решения учебной задачи,

— Слушать партнера и учитывать его точку зрения,

— оценивать общий результат и свой вклад

Оборудование: учебник Соловейчик «Русский язык», 4 класс, рабочая тетрадь на печатной основе «…», часть2, презентация- слайды, карточки

Ход урока

Организационный момент

Актуализация темы

слово

— Какую тему изучаем на уроке русского языка? ( появляется на магнитной доске карточка – слово)

— Можете ли вы ответить на вопрос, обозначенный в теме?

— Сделайте предположение: чем мы сегодня будем заниматься? ( поговорим о словах, проверим свои знания, продолжим знакомство с разнообразием слов)

— Была ли в вашей жизни ситуация, когда вы пользовались записками? Расскажите.

— Из чего состоит записка?(обращение, текст – основная мысль записки, подпись)

— Я вчера по электронной почте тоже получила некое послание, но никак не могу с ним разобраться. Помогите мне.

3. Работа с предложением

слайд № 1 ( Поренькие мимочки чируют ан забекой каломе и зумят мвурить)

— Можно ли данную запись назвать запиской? Почему?

— Понятно ли вам то, что написано?

— Догадаться, к какой части речи относятся слова, можно? Как?

— Попробуйте дать характеристику слову по форме ( мимочки- кто? что? – имя существительное, поренькие – какие? – имя прилагательное и т.д.)

— Чего не хватает для понимания текста? (значения каждого слова)

— Как же перевести? Я попробовала это сделать, и вот что у меня получилось. ( Маленькие человечки живут на далекой планете и хотят дружить.)

— Что означает запись? Что это такое? (предложение)

— Что вы знаете о предложении? ( предложение выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу)

— Дайте характеристику этому предложению.(Повествовательное, невосклицательное, распространенное, простое с однородными главными сказуемыми)

— Составьте схему предложения.[ -и]

— Как слова дружат в предложении, так и нам нужно подружиться со словами, знать из лексическое значение и уметь применять в речи. ( карточка – значение)

4.Работа с лексическим значением слов

— А всегда ли запись будет являться словом? Почему?

— Что общего у слов?

— Как называются такие слова? ( по учебнику открывается с.90, упр. 587)

— Какая часть объединяет слова? Есть ли лишнее?

— Можно ли каким- то образом непонятное слово превратить в доступное для всех? Как?

— Как называются такие слова русского языка – АНАГРАММА. Запишите получившееся в тетрадь.Прочитайте. Вам все слова понятны?

5. Работа над составом слов

Слайд № 2

— Знакомы ли знаки? Что означает запись? (алгоритм разбора слова по составу).

Разберите слова:

Радуюсь, с радостью, радостное, радостно, рады.

— Что повторили? (карточка – состав слова)

— Какую роль выполняет суффикс? (служит для образования новых слов)

— Какую функцию выполняет окончание? (служит для связи слов в предложении)

6. Звуко-буквенный анализ слова – фонетический разбор

— -Какой условный значок заметили? (2 – звуко-буквенный разбор слова)

— Что он обозначает? Зачем надо уметь выполнять фонетический разбор слова? (чтобы уметь правильно, грамотно, без ошибок записывать слова)

— Выполните задание. Давайте проверим.

— Что заметили? (количество звуков и букв совпадает). Почему в слове так получилось? Объясните запись слова.

7. Физминутка

8. Характеристика слова, как части речи

— Посмотрите внимательно на доску: что уже повторили? О чем еще не сказали? В начале урока дали только краткую характеристику слов, но не разобрали подробно, как части речи. Поможет задание упр. № 588. Прочитайте , что надо сделать?

— Что поможет выполнить задание точнее? (памятка – с 128)

— У кого сейчас приподнятое, хорошее настроение?

1) У меня радостное настроение.

Радостное (настроение) — какое?, имя прилагательное, признак предмета, н.ф. – радостный, ед.ч., ср.р., И.п., вт.чл.пр.

2) Я радуюсь, когда у меня все получается!

Радуюсь – что делаю?, глагол, действие, н.ф. – радоваться, I спряжение, н.вр. , ед.ч., 1 лицо, н.вид, сказуемое

3) Каждое дело я стараюсь делать хорошо, радостно.

Я- 1 лицо, И.п, у меня – 1 лицо, Р.п., дело – ср.р.

— Прочитайте задание ниже квадратика.

— Что повторили? (дали характеристику слов, как часть речи) (карточка – часть речи)

9. Работа с тетрадью на печатной основе – с.32, упр.590

В школьном дворе разбили большую клумбу. Скоро на ней распустится яркий цветок.

— Что повторили, выполняя это упражнение? (орфограммы)

— Какие орфограммы повторили, назовите. ( написание наречий, правописание глаголов на тся и ться, непроизносимый согласный в корне слова.

10. Итог урока

— Такой же цветок появился и у нас на доске. Давайте вспомним все, что мы знаем о слове.

— Оцените свою работу на уроке. (ученик сам выставляет себе отметку, объясняя критерии)

Звуко-буквенный анализ

Член предлож.нияния

Часть речи

значение

слово

орфограмма

Состав слова






See also:
Яндекс.Метрика