Что должны знать родители о подготовке будущих первоклассников


Дьякова Светлана Александровна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ «СОШ № 2» г. Ртищево

«Что должны знать родители о подготовке будущих первоклассников»

Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе

Задачи:

Обсудить с родителями проблему готовности к школьному обучению

Дать практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе

Скоро в школу… Этой осенью ваш ребенок переступит ее порог. И вы задаете себе много вопросов: нужно ли готовить ребенка к школе, как ребенок будет учиться, комфортно ли ему будет в школе, будут ли у него друзья.

Первый вопрос, который возникает перед вами: «Что значит «быть готовым к школе »». /Слайд 2/

Многие родители считают и уверены, что основная подготовка заключается в том, чтобы еще до школы обязательно научить малыша читать, писать и считать.

Готовность к школе — это не только набор определённых умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребёнка к 6-7 годам.

Быть готовым к школе уже сегодня — не значит уметь читать, считать и писать.

Что же включает в себя понятие «готовность к школе»? Оно состоит из нескольких компонентов. /Слайд 3/

Психологическая готовность (Интеллектуальная, мотивационная, волевая, коммуникативная)

Физическая готовность (Здоровье, моторика рук, движения, возраст )

Специальная готовность (Чтение, счет, учебные умения)

/слайд 4/

Психологическая готовность —

Необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Залог быстрой и безболезненной адаптации в начале учебного года.

Успешное усвоение школьного материала.

/слайд 5/

Интеллектуальная готовность

• Ориентировка ребенка в окружающем.

Запас знаний, усвоенных в системе.

Желание узнавать новое, любознательность.

Развитие образных представлений.

Развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой.

Смысловое запоминание.

/слайд 6/

Высокая мотивационная готовность

Наличие у ребенка познавательных интересов:

любит книги;

любит решать задачки и кроссворды и др. интеллектуальные задания;

любознателен;

задает много вопросов.

/ слайд 7/

Признаки познавательной активности

Ребенок занимается умственной деятельностью.

Предпочитает сам найти ответ на загадку, вопрос.

Просит почитать книги, дослушивает до конца.

Положительно относится к занятиям, связанными с умственным напряжением.

Часто задает вопросы, в т.ч. вопросы-цепочки.

Дожидается ответа на поставленный вопрос.

/слайд 8 /

«Социальная позиция школьника»

Сформированность «социальной позиции школьника»:

Понимание необходимости учения и того, что учеба отличается от игры, она требует ответственности и серьезности.

Эмоционально – благополучное отношение к школе.

/ слайд 9 /

Личностная и социально-психологическая готовность

Принятие позиции школьника .

Потребность в общении.

Умение подчиняться правилам и интересам группы.

Способность устанавливать отношения с другими детьми.

Способность действовать совместно с другими детьми.

/ слайд 10 /

Волевая готовность — умение сдерживать и контролировать поведение

Умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия.

Умение ориентироваться на заданную систему требований.

Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания.

/ слайд 11/

Эмоционально-волевая готовность

Способность управлять своими эмоциями и поведением.

Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем.

Стремление преодолевать трудности.

Стремление к достижению результата своей деятельности.

/ слайд 12/

Коммуникативная готовность

Это умение ребенка строить свои взаимоотношение с другими людьми:

играть и общаться с другими ребятами;

быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;

общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;

доброжелательность и отсутствие агрессивности.

/ слайд 13/

Физическая готовность

Состояние здоровья.

Физическое развитие.

Развитие анализаторных систем.

Развитие мелких групп мышц.

Координация движений в соответствии с возрастной нормой

Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.

Что должен знать будущий первоклассник?

/слайд 14/

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему

первокласснику необходимо:

знать все печатные буквы алфавита. Если вы научите ребенка читать, то помните, процесс чтения должен доставлять ребенку удовольствие. Основными умениями при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения;

уметь определять место звука в слове ( в начале, в середине, в конце);

уметь составлять рассказ по картинке;

уметь составлять несколько предложений о предмете;

уметь последовательно передавать содержание сказки.

В области развития элементов математического представления:

/слайд 15/

знать цифры от 0 до 9;

уметь считать до 10 и обратно;

уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7<8, 5>4, 6=6)

уметь решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

уметь сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;

знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;

иметь пространственные представления: право-лево, вверх-вниз, раньше-позже, перед-за, между и т. д.;

В области представлений об окружающем мире:

/слайд 16/

уметь различать по внешнему виду растения

уметь различать диких и домашних животных ( медведь, белка, корова, заяц, коза);

иметь представление о сезонных признаках природы,

знать названия времен года, названия 12 месяцев; названия всех дней недели;

Кроме того, ребёнок, поступающий в первый класс,

должен знать:

в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме;

полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;

знать правила поведения в общественных местах и на улице

уметь общаться со сверстниками (это умение включает не только уметь вести беседу, но и уметь подчинять своё поведение законам и правилам игры, уметь разрешить конфликтов без ссоры и драки). /слайд17/

уметь строить адекватные отношения с учителем. Ребенок должен понимать, что с учителем в школе нужно вести себя не так, как с родителями, бабушкой или другом;

уметь слушать учителя и выполнять его задания

/слайд18,19,20,21,22/

И, конечно же, у будущего первоклассника должно быть желание учиться в школе.

Если нет желания и интереса к учению (познавательной деятельности), то умение читать, считать, любые другие достоинства вашего ребенка не сделают для него школьные события радостными и эмоционально приятными. Это от вас, родители, прежде всего зависит, с каким настроением придет ребенок в школу: с радостным ожиданием новых открытий или с желанием поскорее сбежать домой к оставленным игрушкам, телевизору и т.д. Но сильно не расстраивайтесь, если этого желания нет. Многие дети просто не хотят брать на себя ответственность, выполнять требования.

В возрасте 6-7 лет психика детей очень пластична, и придя в школу, такие дети быстро начинают чувствовать удовлетворение от обучения, но при условии, если взрослые помогут им.

Какие занятия полезны для ребенка в период его подготовки к школе?

1. Развитие мелких мышц руки:

Работа с конструкторами разного типа;

Работа с ножницами, пластилином; (аппликации, лепка)

Рисование в альбомах (карандашами, красками);

Нанизывание бус, бисера

Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.

Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.

Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д.

Всасывание пипеткой воды.

Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научить наших детей всему, что умеем сами!

Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать

Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Развитие моторики

В понедельник ребенок рисует например, фломастером – толстым и тонким “кривулечки”, а вы дорисовывайте, чтобы получился смешной или просто узнаваемый рисунок. Так малыш научится видеть не только плоскость, но и линии.

Во вторник – карандашами, тоже толстыми и тонкими. Надо заштриховать рисунок то густо, то бледно (шариковая ручка, как известно, напрягает мышцы кисти, а наши работы помогут их расслабить).

В среду возьмём акварельные краски или гуашь. И тонкой кисточкой обведём рисунок. Сначала крупные (большие ромашки, фигурки), а потом мелкие (ягодки или кружочки). Зачем? Ведь ребёнку придётся в прописях повторять рисунок, значит, нужна предварительная тренировка. Если кружочки не получаются, купите волчок или юлу и крутите их правой и левой рукой, развивая пальчики.

В четверг будем закрашивать рисунки акварелью, чтобы кисточка оставляла тоненькую полоску. Причём закрашивать нужно самым кончиком кисточки, не прижимая его к бумаге. Так рука и глаз приучаются работать вместе.

О левой руке. Она чаще бездействует. Но когда работают только правой, добра не ждите. Со временем может искривиться позвоночник. Обе руки должны быть на столе: это поза пишущего. Но она-то для ребёнка не естественна. Как же быть? Надо научить мальчиков и девочек набирать петли на толстых спицах и толстыми нитками. Это тренирует локоток и терпение.

Вырезание

Теперь о пальчиках. Они такие непослушные. Вы их тренируете теми же спицами. Лепите из жёсткого пластилина или глины баранки и гирлянды, выдавливайте пальчиками фигурки (грибочки, шарики, лодочки) на поверхности. А на мягком пластилине, как гравюру, можно выдавливать разные фигурки.

Купите перьевую ручку. Пусть сын или дочка пишет всё, что захочется. Всё ещё не получается? Не ругайтесь, пусть будут виноваты пальчики – что-то они сегодня разленились. Ну, а если работа понравится, считайте, малыш у вас уже пишет. И тогда письмо в классе у него будет получаться всё лучше.

2. Развитие познавательных способностей:

развитие памяти

внимания

восприятия

мышления

3. Развитие речи

полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому»;

учить задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай»;

учить ребенка пересказывать. Речь является основой, на которой строится учебный процесс. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать;

употреблять в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего от… и т.д.

Разговорная речь

Обсуждая прочитанное, учите малыша ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чем-либо, не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.

Компании его сверстников предложите поиграть. Например, ребята загадывают какой-нибудь предмет и по очереди описывают его водящему, не называя задуманное слово. Задача водящего отгадать это слово. Те же, кто загадал слово, должны как можно яснее описать загаданный предмет. С мячом можно играть в антонимы. «Черный» — кидаете вы ему мяч, «белый» — бросает ребенок вам в ответ. Точно так же играйте в съедобное-несъедобное, одушевленное-неодушевленное.

О чтении.

Выучите все буквы сразу. Развесьте слова в комнате и научите их узнавать, и поищите книги с кратким текстом Потом прочитайте книгу вместе с ребёнком (две книжечки за неделю – достаточно). Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребенку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтет несложные фразы. Не заучивайте азбуку наизусть, а так делают, к сожалению. Не читайте по пять раз одно и то же.

Для грамотного овладения чтением и письмом очень важен звуковой анализ слов, так что вы можете поиграть с дошкольником в слова: пусть он назовет окружающие предметы, начинающиеся на определенный звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква. Можно играть в испорченный телефон и раскладывать слово по звукам.

И конечно, не забывайте читать.

Для математики.

Счетного материала вокруг предостаточно, поэтому между делом посчитайте шишки, ракушки, деревья.

Чтобы он не забыл цифры, пишите их. Если нет под рукой карандаша с бумагой, не беда, пишите их палочкой на земле, выкладывайте из камешков.

Совершенно необязательно уметь считать до ста, да это, по большому счету, и не представляет особой сложности. Гораздо важнее, чтобы ребенок ориентировался в пределах десятка, то есть считал в обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее.

Чем лучше он это знает, тем легче ему будет в школе научиться вычитать.

Предлагайте ребенку несложные задачки из окружающей его жизни. Например: на пляже под зонтиком сидят трое детей и четверо взрослых. Сколько всего человек под зонтиком? Ребенок должен уметь вслушиваться в условия задачи.

Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия в картинках и сходство. Это позволит освоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут как бы стыковка математики и русского языка. И в них есть слова, знакомые в обиходе, но непонятные по отношению к листу бумаги (это слова “за”, “над”, “под”). А что такое кроссворд? Это столбики и сама клеточка, в которую всё вписывают.

Не запрещайте играть девочкам в куклы, а мальчикам в машинки. Играя, они освоят счёт и задачи, будут развивать свою речь.

Родители хотят, чтобы их ребёнок был успешен в школе. И учитель в 1 классе внушает, что он таким и будет, но для этого — следует потрудиться. Как видите, мы с вами союзники. Не стесняйтесь приходить в школу со своими вопросами, проблемами.

Мои советы:

КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ИЗБЕЖАТЬ НЕКОТОРЫХ ТРУДНОСТЕЙ?

1) Организуйте распорядок дня:

стабильный режим дня;

полноценный сон;

прогулки на воздухе.

2) Формируйте у ребенка умения общаться

Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.

3)Уделите особое внимание развитию произвольности

Учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

4)Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка

Во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат).

Выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках.

Используя лото и книги, учите с ребенком названия: диких и домашних животных, птиц, полевых и садовых цветов, деревьев, предметов посуды, предметов мебели, одежды, головных уборов, видов обуви, игрушек, школьных принадлежностей, частей тела, названия городов, названия любимых сказок и их героев.

Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго: 10-15 минут — вот предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Потому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут.

Развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов.

Составляйте рассказы по картинкам.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика