Что дает использование электронных образовательных ресурсов учителю и ученику


Что дает использование электронных образовательных ресурсов учителю и ученику?

Ни одно знание не надежно, основу надежности дает лишь прогресс поиска знаний, длящийся всю жизнь. Уокке

На современном этапе развития науки и техники приходится по-новому рассматривать вопрос о том, чему и как учить в современной школе. Требования высокой степени дифференциации обучения, необходимость перехода от знаниевого подхода к компетентностному не всегда согласовываются с традиционными методиками обучения. Введение новых информационных технологий и использование ЭОР нового поколения позволяют решать многие из этих проблем, учить детей жить в современном информационном обществе, использовать возможности компьютерной техники при решении самых различных проблем.

Учитель сегодня имеет уникальную возможность интенсифицировать процесс обучения, сделать его более наглядным и динамичным, используя творческий подход в применении информационных технологий на уроках. Все это способствует повышению качества знаний, расширяет горизонты школьной науки, открывает новые перспективы практического применения знаний и навыков, полученных в процессе обучения.

Программно-педагогические средства образуют различные типы предметных электронных учебных изданий. К настоящему времени сформировалась их некоторая система.

Типы электронных мультимедийных изданий:

Электронные учебники;

Электронные энциклопедии;

Электронные справочники;

Электронные каталоги: рисунки, фото, иллюстрации, модели, видеоматериалы, таблицы, схемы, тематические презентации и т.д.;

Электронные библиотеки (каталоги и соответствующие им коллекции: электронных версий учебников, учебных пособий…)

Обучающие среды, предусматривающие: использование комплекса средств обучающего воздействия – мотивация учения, предъявление материала, отработка, контроль; интерактивный характер обучения и вариативность его способов в двух их разновидностях:

сценарии;

моделирующие среды (электронные конструкторы как частный случай среды моделирования)

Электронные тренажеры;

Электронные тесты.

Что даёт применение электронных пособий для учителя и учащихся? Для учителя, конечно же, дополнительную нагрузку. Но это с одной стороны. С другой стороны, это вносит разнообразие в урок. Он становится насыщеннее формами и интереснее. К примеру, использование тестовых оболочек позволяет экономить время на проверке работ и, самое главное, моментально сообщить результат ученику. Для учащихся – это интерес к предмету, возможность отработать пробелы, исправить отметки. Для слабых и замкнутых ребят работа на компьютере иногда полезнее работы с сильным одноклассником: он спокойно работает в своем темпе. Со временем такие дети становятся увереннее в себе и преодолевают барьер в общении, преодолевают страх перед сложностями в освоении предмета.

На этапе объяснения нового материала помимо готовых ресурсов я часто использую свои собственные разработки. В чем преимущество? Изданные и опубликованные материалы рассчитаны либо на определенный стандарт, либо отражают авторское видение решения поставленной задачи. Когда просматриваю различные ресурсы, часто возникает желание либо скомбинировать, либо адаптировать к конкретной ситуации. Тем более я четко представляю, для какой аудитории готовится конкретный материал. Ни для кого не секрет, что не только в параллели, но и в одном классе учащиеся отличаются по способности и скорости восприятия и осмысления учебного материала. Учебный процесс протекает в условиях включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной, приносящей удовлетворение от участия в ней. Стимул к обучению реализуется через внесение элемента новизны, который отвлекает детей от трудностей, увлекая и пленяя их своей необычностью, использованием своеобразных средств. Такими элементами новизны являются, например:

Электронные учебники;

Мультимедийные презентации;

Учебные видеофильмы.

При проведении контролирующих мероприятий удобна тестовая оболочка MyTest, используемая в лицее не один год учителями не только для проведения обучающих и промежуточных тематических контрольных и самостоятельных работ, но и для проведения итогового тестирования по предметам за год. Она позволяет формировать три типа тестовых заданий, предпочтительным из которых является тест с выбором одного верного из нескольких предложенных вариантов ответов (рекомендуется 4 варианта модельных ответов). Предусмотрена установка ограничений по времени. При проведении тренировочных работ возможно обращение к подсказкам и возврат к пропущенным вопросам. Обработка результатов производится в зависимости от установок учителя и позволяет варьировать шкалу перевода тестового балла в 5-ти бальную систему.

Проектная работа ведется как на уроках информатики, так и во внеклассной работе. Результаты этого вида деятельности регулярно представляются учащимися на различных творческих и предметных конкурсах. Самое важное, на мой взгляд, это возможность расширять границы применения и использования знаний и практических навыков, приобретенных в процессе обучения и внеурочной деятельности и самостоятельный выбор детьми среды реализации своих идей. Так, например, изучая в курсе информатики тему «Школьный конструктор сайтов» в 9 классе и «Создание Web-страниц на языке HTML» в 11 классе я знакомлю учащихся с другими вариантами создания сайтов. Некоторые учащиеся разместили свои авторские материалы в сети Интернет, были отмечены дипломами региональных конкурсов по сайтостроению.

При организации воспитательной и внеклассной работы создание различных демонстрационных материалов, сопровождающих проведение мероприятия не только позволяет усилить эффективность восприятия преподносимого материала, но и увеличивает эмоциональную составляющую. Родители с большим удовольствием просматривают отчеты и «зарисовки» о работе класса, которые я создаю к каждому родительскому собранию, подкрепляя их не только фотографиями, но и комментариями детей. Ученики принимают активное участие в создании таких подборок и с удовольствием пополняют фото-летопись класса. Каждому учащемуся приятно узнавать себя и свои работы, осознавать значимость своего личного вклада в общее творчество.

Безусловно, активное использования ЭОР приводит к изменению технологии обучения и отношений между участниками образовательного процесса.






See also:
Яндекс.Метрика