Число имен существительных


Логопедическое занятие «Число имен существительных»

Курдюмова Галина Викторовна, учитель-логопед,

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида № 4» («КГКСКОУ СКОШ 7 вида 4»)

Класс: 3 класс

Тема. Число имен существительных.

Цель:

(Базовый уровень) ученик научится выражать форму числа имени существительного.

(Повышенный уровень) ученик получит возможность научиться практическим навыкам образования форм числа существительного, умения согласовать существительные с прилагательными и глаголами в форме единственного и множественного числа.

Задачи:

формировать полноценные представления о существительных в форме единственного и множественного числа;

учить изменять имена существительные по числам, согласовать существительные в форме единственного и множественного числа с прилагательными и глаголами;

обогащать словарь через развитие умения подбирать форму числа имени существительного;

развивать языковое чутьё путем совершенствования зрительного, слухового внимания к слову;

умение формулировать своё мнение, уважать мнение партнёра.

Оборудование: индивидуальные дидактические карточки, кроссворд, карта маршрута; сюжетные картинки с объектами «Страны Грамматики», простой и цветные карандаши, тетради, ручка на каждого учащегося.

Ход занятия

I. Оргмомент

1. Психогимнастика «Тепло-холодно».

Логопед:

— Представьте, что сейчас лето. Расслабьтесь. Очень тепло, солнышко светит. Подставьте лицо солнышку. Приятно. А теперь – зима. Холодно. Вы замёрзли. Потрите ладошки, затем, плечи. Сожмите крепко кулачки. Обхватите плечи руками. …И опять лето…

2. Уточнение дня недели, числа, месяца и времени года.

Логопед:

— Сядет первым тот, кто скажет, какое сейчас у нас время года?

— Вторым тот, кто докажет слова первого ученика?

— Третьим тот, кто назовёт месяцы зимы по порядку.

— Какой сегодня день недели и число?

— Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату.

II. Знакомство с темой

3. Формулирование темы занятия. Целеполагание.

Логопед:

— Сегодня мы с вами, ребята, снова отправляемся в путешествие в замок феи Грамматики (Рисунок замка). Напомните мне, чем мы занимались?

Ученик:

— Разбирали слова по составу и образовывали новые слова.

Логопед:

— Тема нашего занятия «Число имён существительных». Сегодня во время путешествия вы научитесь определять число имён существительных и самостоятельно изменять слова по числам. Как это сделать?

Ученики:

— Незнаем.

Логопед:

— У нас возникла проблема! Будем её решать. Так вот, страна Грамматика очень большая. Куда бы ни пошёл, везде есть ответы на наши вопросы. Если вы будете внимательно слушать, стараться, то Вы всему научитесь.

На пути вам придется преодолевать лес, горы, реку, водопад, побываете в долине ветра.

Числа имен существительных

4. Актуализация знаний.

Логопед:

— Но прежде чем отправиться в путь вам понадобятся следующие знания. Как называется изменяемая часть в слове?

Ученик:

— Окончание.

Логопед:

— Правильно. Изменять слова по числам нам поможет окончание.

— Назовите лишнее слово: слон, стол, школьник, шкаф, летает. Почему?

Ученик:

— Лишнее слово летает. Оно обозначает действие – это глагол, а остальные слова-предметы – это существительные.

Логопед:

— На какие вопросы отвечает часть речи – имя существительное?

Ученик:

— Имя существительное отвечает на вопросы Кто? Или Что?

(Слова слон и школьник отвечают на вопрос «Кто?», а шкаф и стол – на вопрос «Что?»).

Логопед:

— Назовите лишнее слово: большой, маленькая, собирает, красивое, тонкие.

Ученик:

— Назовите лишнее слово: собирает – это глагол, а остальные слова-признаки – это прилагательные. Отвечают на вопросы: Какой? Какая, Какое? Какие?

Какие вопросы поставим к глаголам снимает и снимают?

Ученик:

— Что делает? Что делают?

— В добрый путь!

5. Дидактическая игра «Путешествие в страну Грамматики»

1 пункт назначения. Волшебный лес задач.

Изменить по форме числа имена существительныеЛогопед:

Число имен существительны— Надо пройти через Волшебный лес задач. Подумайте, что здесь нужно сделать?

Ученик:

?Измини чисел имеон существительних стол слонИзменить по форме числа имена существительные— Решить задачу.

Логопед:

— Две белки решили сшить четыре шубки бельчатам. Первая белка сшила серую шубку, вторая – рыжие шубки.

Сколько бельчат было у каждой мамы-белки?

Ученик:

— У одной белки один бельчонок, а у второй – трое бельчат.

Логопед:

— Как вы догадались, что у первой мамы-белки был один бельчонок, а у второй – трое?

Ученик:

— Серая шубка – значит, одна. Остальные из четырёх – рыжие шубки – значит, их три.

Логопед:

— Запишите слова шубка – шубки. Выделите окончания.

— Ребята, для того, чтобы изменились слова, мы использовали форму единственного и множественного числа. Мы так и говорим, если один предмет, то существительное выражено в форме единственного числа. Если предметов больше одного (поддающиеся счёту), то существительное выражено в форме множественного числа.

Вывод: Имена существительные, обозначающие предметы могут изменяться по числам.

Отправляемся дальше.

Числа имен существительных2 пункт назначения. «Долина гор слов-предметов»

Логопед:

— Как вы думаете? В Долине одна гора или их много? Для того чтобы пройти Долину, вы должны изменить слова. Существительное в ед.ч. должно стать в форме мн.числа.

— Например, был один предмет – подарок, а стало несколько предметов, тогда вы скажете: – Это что?

Ученик:

— Подарки.

1)

Логопед: Ученик:

— Я говорю подарок, а вы…

Ведро

Стекло

Путь

Озеро

Пила

Стебелёк

Молодец

Доска

Подарки

Вёдра

Стёкла

Пути

Озёра

Пилы

Стебельки

Молодцы

Доски

2)

Логопед:

-Подберите к существительному в форме ед. ч. существительное во мн. ч., и разложите их в два столбика.

3)

Логопед:

— В карточках записаны существительные, с которыми вы сейчас работали без окончаний. Вставьте в окошки нужные окончания слов.

Измини чисел имеон существительних стол слон

4) Изменить сущ. во мн.ч. в ед.ч.

Слова: арбузы – арбуз, кольца – кольцо, орехи – орех, дворцы – дворец, листы – лист, снежинки – снежинка, зимы – зима, столы – стол, облака – облако.

Логопед:

— Вы отлично справились с этим заданием, отправляемся дальше.

Гимнастика для глаз.

Логопед:

— Следим за движущимся предметом только глазами. Не вращаем головой.

Динамическая пауза Су-джок.

1. Каждый ученик катает массажер между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение:

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же его взять?

2. Каждый ученик поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (На большой палец.)

Этот малыш-Ванюша,(Указательный.)

Этот малыш-Алеша,(Средний.)

Этот малыш-Антоша,(безымянный.)

А меньшого малыша зовут Мишуткою, друзья. (Мизинец.)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша,

Эта малышка-Ксюша,

Эта малышка-Маша,

Эта малышка-Даша,

А меньшую зовут Наташа.

3 пункт назначения. «Река словосочетаний»

Логопед:

— Вы готовы отправиться в следующий пункт назначения? Как он называется?

Ученик:

— «Река словосочетаний».

Логопед:

— Догадались, какое здесь вас ждёт задание? Нужно подобрать к существительным прилагательные в том же числе (словосочетания).

На столе разложены слова. Нужно составить словосочетания.

Логопед:

— Задание будем выполнять в три этапа.

— А как определяют число прилагательного? По существительному, с которым оно связано. Если существительное в форме ед.ч., то и прилагательное принимает форму ед.числа, если сущ. во мн.ч., то и прилаг. во мн.ч.

1) Составить словосочетания – существительное + прилагательное в ед.ч.

Образец: арбуз сочный.

2) Составить словосочетания – существительное + прилагательное во мн.ч.

Образец: арбузы сочные.

3) Составить словосочетания – существительное + прилагательное парами (сущ. + прилаг. в ед.ч. – сущ. + прилаг. во мн.ч.).

Образец: арбуз сочный – арбузы сочные.

Слова-признаки: золотое – золотые, лесной – лесные, царский – царские, широкий – широкие, узорная – узорные, лютая – лютые, деревянный – деревянные, белое – белые, праздничный – праздничные, большое – большие, прозрачное – прозрачные, длинный – длинные, глубокое – глубокие, острая – острые, тонкий – тонкие, добрый – добрые, гладкая – гладкие.

Логопед:

— Поработаем в карточках со словосочетаниями, которые вы сейчас составили.

Соедините линией прилагательные с подходящими существительными.

Число имен существительных это



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика