Число и цифра 7_15541


Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

Число и цифра 7

Предмет

Математика

Класс

1 класс

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Титова Маргарита Николаевна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МБОУ «Гимназия №1»

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Россия

Республика/край

Курская область

Город/поселение

Курчатов

Методическая информация

Тип урока (мероприятия, занятия)

Освоения новых знаний

Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)

1). Формировать умение решать примеры в пределах 7 на основе знания состава числа и умения работать по числовому отрезку.

2). Формировать умение работать по плану.

3). Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Задачи урока (мероприятия, занятия)

1). Повторить представление о числе как о количественном свойстве групп.

2). Познакомить с числом 7 , с цифрой 7, с получением числа 7, изучить состав числа 7, упражнять в написании цифры 7.

3). Закрепить взаимосвязь между частью и целым, умение определять соотношение между целым отрезком и его частями.

4). Развивать внимание, математическую речь учащихся, память, логическое мышление.

5). Воспитывать интерес к математике.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Метод обучения — деятельностный.

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

35 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Универсальные учебные действия:

Личностные: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.

Регулятивные: определение, формулирование учебной задачи в диалоге с учителем и одноклассниками; оценивание своей работы по заданным критериям, соотнесение своей оценки с оценкой учителя, отметка изменений в своих действиях, сравнивание своих достижений во времени.

Познавательные: обучение высказываниям своих предположений; ориентирование в учебнике; анализирование и сравнение предметов, геометрических фигур, выявление и выражение в речи признаков их сходства и различия; выделение и формулирование проблемы, отличие неизвестного от уже известного в способе действия в диалоге с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные: построение простого речевого высказывания; использование специальных знаков при организации коммуникации между учащимися; умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других; использование математической терминологии в устной и письменной речи.

Необходимое оборудование и материалы

Мультимедийный проектор, компьютер, карточки с заданиями

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Мультимедийная презентация

Список учебной и дополнительной литературы

Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования. М.: УМЦ «Школа 2000…» 2008.-16с.; Петерсон Л.Г. Математика 1 класс, Ювента 2011 год;

Петерсон Л.Г. Математика: Методические рекомендации. 1 класс. Изд-во «Ювента»; Петерсон Л.Г. «Сценарии уроков к учебнику математика для начальной школы по программе «Учусь учиться»» 1 класс, Ювента 2008 год; Истомина Н.Б. «Методика обучения математике в начальных классах» — М.: Академия, 2001. — 288 с.;

Истомина Н. Б., Воителева Г. В. Комплект наглядных пособий по математике для 1 класса: Признаки предметов. Состав числа.

«Перспектива». Сборник рабочих программ. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.: «Просвещение», 2011;

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся

На доске открыт девиз урока:

Без терпенья нет ученья!

Прочитайте слова, написанные на доске.

Почему в учении требуется много терпенья? (Бывает трудно самому «открывать» новые знания.)

Какие еще качества нужны в учении? (Усердие, трудолюбие, …)

Сегодняшний урок позволит вам дальше развивать эти качества. А поможет в этом ваша гостья.

Учитель открывает на доске изображение Белоснежки (слайд 1)

Итак, пожелайте друг другу удачи и в путь!

Актуализация знаний.

      — Сегодня на уроке у нас гости: Белоснежка и гномики. На наш урок математики они принесли разные задания из сказочной школы. Попробуйте справиться с ними.      1-й гном.      — На доске выставлен ряд чисел (слайд 2):

  — Какое число заблудилось? Где его место? Переставьте нужные карточки.      2-й гном.      — С помощью кассы цифр покажите самое маленькое число в ряду от 1 до 6; самое большое число. Покажите число, которое стоит слева от 2, справа от 5. Покажите число между 3 и 5, следующее за ним число, число, которое стоит перед 4.      3-й гном.      — Я задумал число, прибавил к нему 1 и получил 6. Какое число я задумал?      4-й гном.      — Сколько дней в неделе? Какой день недели сегодня? Как называют день недели, который будет завтра? который был вчера? Назовите дни недели по порядку, начиная с понедельника. (По ходу ответов учеников учитель прикрепляет к доске таблички со словами: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. 

      5-й гном.      — Отгадайте загадку: «Красивое коромысло над рекою повисло». (Радуга.) (Слайд 3.)      — Сколько цветов у радуги? Какие?

(Дети отвечают, а учитель выводит на экран семь лепестков: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.) (слайд 4)      6-й гном.      — Как бы вы назвали этот цветок? (Дети могут предлагать разные названия, но желательно остановиться на имени «Цветик-семицветик».) Объясните, почему его так назвали.      7-й гном.      — Кто догадался, о каком числе мы будем сегодня говорить? (7.)      — Положите перед собой 6 палочек. Добавьте еще одну палочку. Сколько стало? Как получили 7 палочек? (К 6 палочкам прибавили еще 1 палочку.)      Белоснежка.      — Число семь обозначают цифрой 7. (слайд 5.)      — Где вы видели такую цифру? (Ответы детей.)

Проблемное объяснение нового знания на основе практических действий.

— Положите перед собой 6 кружков. Ниже столько же треугольников. Добавьте к треугольникам ещё один. Сколько треугольников стало? Как получили семь треугольников?

— Число 7 обозначают цирой семь. Из каких элементов состоит прописная цифра 7? На что похожа?

— Вот семерка — кочерга. У нее одна нога.

— А сейчас мы научимся писать цифру 7, но для начала разомнёмся.

Физминутка Раз – подняться, подтянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парты тихо сесть, Семь – начнём писать мы все. (слайд 6)

— Ставим ручку на 1/3 сверху в середине клеточки, но наклонной поднимаемся до верхней линии, не дохода 1/3 до правого угла клеточки, с поворотом ручки выписываем «дужку», от правого верхнего угла но наклонной линии опускаемся до середины нижней линии клеточки, на середине высоты клеточки — «пере-кладина» через наклонную». Ширина «перекладины» равна 1/3 ширины клеточки и проводится горизонтально. Важно напомнить ученикам, что в момент, когда стержень ручки находится в правом верхнем углу, им необходимо зрительно найти ту точку в нижней части клетки, где завершится написание цифры 7. (слайд 7)

— Давайте посмотрим на числовой отрезок и найдём место числа 7.

— Действительно, чтобы поставить число 7 на своё место отрезок нужно продолжить.

3) Работа над составом числа 7.

— Посмотрите внимательно на гномиков Они одинаковые? (слайды 8-15)

— Как и по каким признакам их можно распределить на две группы? (По цвету мешков, шапок, брюк, глаз, обуви, рубашек, по форме бороды, по наличию заплат на мешке, по направлению движения гнома.)

— Сколько в первой группе? Сколько во второй? Сколько вместе?

— Как это записать? С помощью, каких выражений?

— Значит, складывая какие числа мы можем получить 7? (Каждый вариант разложения на группы сопровождается подробными вопросами и записью выражений на доске.)

— Тогда семь это? (6 и 1, 5 и 2, 4 и 3, 3 и 4, 2 и 5, 1 и 6.)

Первичное закрепление.

1. Отработка состава числа 7 с помощью графической модели.

Работа по учебнику-тетради: №1, с.2.(слайд 16)

-Что изображено на числовом отрезке? Сколькочастей белого цвета? Сколько частей красного цвета?

— Что показывает выражение 6+1?

-А что показывает выражение 1+6?

-Каким свойством мы пользовались?(переместительным)

— Что обозначает выражение 7 — 6 и 7-1? (целое и части)

— Второе и третье задание выполняем самостоятельно и проверим по слайду.

2.Последовательность числового ряда от 1 до 7(в прямом и обратном порядке)

№6, с.3. Путешествие с гномами по пенькам и развешивание фонариков.

Физминутка Сколько гномиков у нас, Столько и подпрыгнем раз. Сколько здесь цветных кругов, Столько сделаем хлопков. (слайд 17)

Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Почему же к вам в гости пришла Белоснежка? (Она живет у семи гномиков.)

Я предлагаю вам проверить свои знания о числе 7.

2 (1), стр. 2

-Найдите 2. Решите первый пример с помощью числового отрезка.

На работу отводится 2 — 3 минуты. Проверка организуется по подробному образцу.

-Сравните свою запись с образцом.

-Если ошиблись, исправьте ошибки зеленой ручкой.

-Кто исправил свою ошибку?( слайд 18)

Дети поднимают руки.

-Молодцы! Вы очень внимательны! Поставьте внизу карточки «?», чтобы не допустить подобной ошибки в следующий раз.

-У кого всё выполнено верно?

Дети поднимают руки.

-Сделайте вывод. (Мы хорошо все усвоили.)

Включение в систему знаний и повторение.

3, стр. 2

-Найдите 2 на странице 2.

Учитель заранее выносит задание на доску. (слайд 19)

-Что нужно сделать? (Сравнить группы предметов по количеству.)

-Прокомментируйте выполнение сравнения первой пары чисел.

Один из учащихся комментирует с места:

Соединим фигуры парами. В первом мешочке обведем красным карандашом фигуры, которые образуют пары. Обозначим количество фигур в каждом мешочке числом. В первом мешочке 7 фигур, во втором 3. Первый мешочек больше второго, т. к. 7 больше 3. Поставим знак «больше».

— Остальные два задания на сравнение выполните в парах.

Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)

-Какую цель мы ставили пред собой на данном уроке? (Изучить число 7.)

-Нам удалось достичь цель? (Да.)

-Чему мы сегодня на уроке научились?

-Что нового узнали?

-А теперь оцените свою работу. Посмотрите на картинку. Что вы заметили? (У Гномика нет рта.) (слайд 20)

-Давайте его дорисуем.Если вы хорошо работали, то ваш гномик должен улыбаться. Есличто-то не поняли, то серьёзное. Еслиничего не поняли, то гномик будет расстроенным.

Учитель проводит рефлексию оценивания.

-Какие вопросы остались на конец урока?

-Как и где их можно развеять?

-Спасибо за урок! (слайд 21)

Домашнее задание (если это необходимо на уроке)

нет

Дополнительная необходимая информация

нет

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

http://festival.1september.ru

http://www.gifmania.ru/

http://xn--80aqafcrtq.cc/

http://fanmuz.ru/music/

http://www.okartinki.ru

http://www.proshkolu.ru

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Созданное нами пособие облегчает понимание материала. Например, состав чисел изучался с помощью заданий на классификацию. Дети, выполняя классификацию, делили гномов на две группы и при этом без особых усилий осознавали, что семь это 6 и 1, 5 и 2, 4 и 3, 3 и 4, 2 и 5, 1 и 6. В пособии представлены разнообразные задания, которые предполагают различные виды деятельности. Благодаря этому разнообразию у детей возникала заинтересованность и желание выполнять предложенные упражнения. С эстетической точки зрения пособие яркое, красочное, привлекательное, что вызывает несомненный интерес у младших школьников. Это позволяет детям развиваться без особых усилий для них самих. Их регулярное и систематическое использование на уроках математики способствует развитию детей и большему успеху в изучении математики.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Чтобы добиться успеха в усвоении математики необходимо не отходить от данной технологии и следовать рекомендациям, представленным ниже.

— разнообразие заданий и их формулировок: необходимо избегать однотипности для формирования интереса и стимулирования активности детей;

— использование комплексных и многовариантных заданий, что обеспечивает активную мыслительную деятельность учащихся.

Данных рекомендаций мы придерживались, создавая свою мультимедийную презентацию.






See also:
Яндекс.Метрика