Число и цифра 5


Хорошевцева Т.В.,

учитель начальных классов

Число и цифра 5

Математика 1 класс

Цели:- познакомить с числом 5 и его составом;

научить писать цифру 5;

закрепить пространственные представления

( вверх, вниз, налево, направо);

— прививать интерес к изучению математики.

Оборудование: учебник, тетрадь № 1, рабочая тетрадь,

набор « Учись считать».

Используемые технологии и приёмы: игровая деятельность; ИКТ; работа в парах.

Ход урока

1. Мотивация учебной деятельности (слайд №2)

На доске стихотворение (читает учитель или хорошо читающий ученик):

«Один, два, три, четыре, пять!

Дети в лес пошли гулять.

И увидели ребята

Возле пня грибы — опята.

Стали их они считать:

Один, два, три, четыре, пять.

Ребятишкам повезло:

5 – хорошее число!

Л. Ульяницкая

Попробуйте определить тему урока и задачи.

-Будем знакомиться с числом 5.

-Научимся писать цифру 5.

-Будем составлять математические записи.

-Будем думать, считать, наблюдать.

-Повторим то, что учили на прошлых уроках.

2. Работа по теме урока:

1) работа по учебнику (стр.34-35)

Рассмотрите рисунок на стр. 34.

Что вы видите на рисунке?

-Девочка и 3 мальчика собрали урожай яблок, а маленькая

девочка несет пустую корзинку.

Обсудим вместе, как связаны картинка, схема и запись. Слайд № 3.

4+1=5 3+2=5

5-1=4 5-2=3

— 4+1=5 4 ребят с яблоками и 1 девочка без яблок, всего

5 ребят.

— 5-1=4У ребят 5 корзинок, а 1 корзина пустая, 4 корзины

с яблоками.

— 3+2=53 мальчика и 2 девочки, всего 5 ребят.

— 5-2=35 мальчиков и девочек, а девочек 2, значит

мальчиков 3.

2) работа в паре с набором « Учись считать» ( слайд №4)

Положите на парту 1 квадрат и 4 круга.

Составьте математическую запись. (1+4=5)

Какую еще запись можно составить? (4+1=5)

Положите 2 треугольника и 3 многоугольника.

Какие математические записи можно составить?

2+3=53+2=5

Какое число вы получали?5

Как можно получить число 5?

4+1=53+2=5

1+4=52+3=5

3) работа в тетради №1.

Письмо цифры 5. (стр. 13)

Рассмотрите внимательно, как надо писать цифру 5.

-Начинаем писать левее верхнего правого угла. Пишем наклонную линию до середины клетки, потом – правый полуовал и вверху от начала наклонной линии вправо пишем верхний элемент цифры.

Учитель на доске показывает образец написания цифры 5.

Напишите цифры по образцу.

Посмотрите, как меняется количество цифр на строке.

— Количество цифр увеличивается на 1.

Дальше самостоятельно пишите цифры 5. Сколько цифр надо написать? (5) А дальше? (6) Не забывайте сравнивать свои цифры с эталоном.

Посмотрите на следующую строку, назовите цифры. (12345, 54321)

Что заметили?

-Сначала цифры стоят по порядку счета, а потом — в обратном порядке.

Напишите цифры по образцу, а потом – самостоятельно.

4) работа по учебнику, стр.34-35 (слайд №5)

Сколько вишен?(3) цыплят?(1) матрешек?(2) цветов?(5)

Назови числа по порядку, начиная с самого большого. (слайд № 6)

3 4 5 1 2

5, 4, 3, 2, 1 (Обратный порядковый счёт)

2 5 3 1 4 (по росту)

5)работа в тетради (слайд № 7)

Нарисуйте 3 квадрата и 2 круга.

Какие записи можно сделать по схематическому рисунку?

3+2=52+3=55-3=2 5-2=3

Запишите в тетради:

3+2=55-2=3

2+3=55-3=2

Нарисуйте 3 треугольника и 1 прямоугольник.

Составьте математические записи в тетради.

3+1=44-3=1

1+3=44-1=3

Проверьте друг у друга (взаимопроверка).

5) логические задачи (слайд № 8,9)

— Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?

Всего 2 человека: ты и я.

— Вам надо сложить из счетных палочек квадрат. Сколько палочек вы возьмете? (4, потому что у квадрата 4 одинаковые стороны.) Сложите на парте квадрат.

— А теперь очень трудное задание, но я надеюсь, что все вместе мы справимся: попробуйте сложить квадрат только из двух палочек. (Слайд № 10)

Молодцы! Вот что значит работать дружно!

6) работа в тетради

А теперь графический диктант. Приготовьте рабочую тетрадь и простой карандаш, будьте внимательны. Покажите мне, пожалуйста, левую руку, а теперь – правую. Начинаем:

3 клетки вправо, 1 вниз, 2 влево, 1 вниз, 2 вправо, 4 вниз,

3 влево, 1 вверх, 2 вправо, 2 вверх, 2 влево, 3 вверх.

Что же у вас получилось? Цифра 5!

Да, получилась цифра 5!

5

Нарисуйте еще несколько цифр, чтобы их стало 5. Сколько цифр не хватает? (4) Закрась фигуры так, чтобы первая справа была коричневая, красная — между синей и зеленой, а справа от зеленой — желтая. Проверьте работу по эталону. ( слайды № 11-13)

3. Рефлексия учебной деятельности (учебник, стр. 35).

К какому числу прибавили 1, если получили 5?

(Надо к 4 прибавить 1 и получим 5.)

Какое число меньше: 5 или 3? (3) 4 или 5? (4)

Верны ли записи, составленные по схемам? (Слайд № 14)

4-1=3 Запись верна. Было 4квадрата,

мы 1 квадрат убрали,

осталось 3 квадрата.

3+2=5Верна. 3 желтых

треугольника, да еще

2 голубых, всего их 5.

Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо!

Источники

1.Акимова С.. Занимательная математика. Нескучный учебник. C-Пб.: Тригон, 1997.

2.Занимательная математика. / Составители Бурлака Е.Г., Прокопенко И.Н. Донецк: БАО, 1998.

3.Исаханова С. П. Как помочь детям полюбить математику. Журнал «Начальная школа» №5, 2002 стр.42

4.Математика. 1 класс. Учебник для ОУ. Ч. 1/ М. И. Моро, С.И.Волкова, С. В. Степанова. М.: Просвещение,2011.

5.Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. Ч. 1./ М. И. Моро, С.И.Волкова. М.: Просвещение, 2012.






See also:
Яндекс.Метрика