Число и кодирование информации


Класс: 2 а класс

Тема: Число и кодирование информации

Цели:

• закрепить представления учащихся о понятиях «кодирование», «декодирование», «таблица соответствия», расширить их представление о роли кодирования, использовании кодирования в повседневной жизни;

• познакомить учащихся со способом кодирования и декодирования с помощью таблицы соответствия (кодовой таблицы)

• закрепить навыки использования числовой формы представления информации о размерах предмета, расстоянии и времени;

• развивать навыки решения информационных задач по кодированию и декодированию на основе алфавита и порядковых номеров букв в нем.

Педагогические задачи:

• развивать информационную культуру;

• развивать логическое мышление, наблюдательность и исследовательские качества.

Оснащение урока:

• Учебник.

• РТ № 2.

• Письменные принадлежности.

• Демонстрационный ПК (или мультимедиа проектор и экран).

• Презентация к уроку, программа конструктор чисел.

• Заготовка с тестами и вопросами.

План урока:

1. Мотивация учебной деятельности. Выборочное повторение. Проверка домашнего задания.

2. Объяснение нового материала.

3. Выполнение заданий в РТ.

4. Физкультминутка.

5. Компьютерный практикум.

6. Подведение итогов.

7. Комментарии к домашнему заданию.

Ход урока

I. Организационный момент

Назначение дежурных, проверка отсутствующих

II. Объяснение нового материала

Сегодня у нас с вами необычный урок, а урок-путешествие! Мы с вами совершим прогулку в страну Информатики. А сейчас давайте узнаем, кто же будет нашим экскурсоводом, кто будет нам помогать и подсказывать путь.

Отгадайте загадку:

Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей (Снеговик)

Верно, именно Снеговик приглашает нас в путешествие на автобусе.

И сейчас он предлагает нам отправиться в путь. Сегодня Снеговик будет раздавать снежинки лучшим путешественникам. Тем, кто будут помогать ему, правильно отвечать на вопросы, выполнять задания.

Давайте расскажем Снеговику, как нужно правильно вести себя на уроке информатики.

Ещё: — не выкрикивать с места, и поднимать руку

А ещё, недостаточно один раз ответить на уроке или выполнить одно задание. Оценка ставится за всю работу на уроке!

И так, куда же снеговик приглашает нас? Он оставил нам задание на снегу, где написано имя главного жителя города, в который мы отправимся. Если мы разгадаем имя, то он скажет название города.

Но что, же это такое? Внезапно поднялся ветер, и части букв занесло снегом, давайте попробуем догадаться, что же всё-таки Снеговик хотел нам сказать?

— Да, верно Снеговик главного жителя города зовут Число.

— Снеговик, мы отгадали имя главного жителя. Скажи, пожалуйста, название города.

(Звучит голос снеговика) Город называется Числоград.

Итак, прежде чем отправляться в путешествие мы должны с вами записать дату сегодняшнего урока в тетрадь. Открываем тетрадь на стр. ____

— Произнесите дату. Посмотрите, для числа нам отведено маленькое место, сможем ли мы словами записать? (нет)

— Верно, поэтому мы записываем в числовой форме.

— В жизни мы не обращаем внимания на то, что постоянно занимаемся кодированием информации, преобразуем звуковую форму в текстовую или числовую и обратно. Например, сейчас сказанная нами устно дата при записи на бумаге превратилась в числовую форму.

В этом случае мы кодируем информацию.

Сегодня во время путешествия Снеговик расскажет нам о Числе и кодировании информации.

И сейчас он предлагает нам отправиться в путь.

Наш автобус остановился перед светофором.

ГОРИТ КРАСНЫЙ СВЕТ СВЕТОФОРА

— Ребята, скажите, почему наш автобус остановился?

(Потому что у светофора горит красный свет).

Правильно, потому что на красный свет ехать нельзя. Так значит светофор это тоже кодированная информация. Мы умеем её обрабатывать, а затем принимать решение – ехать ли дальше или подождать зелёный сигнал светофора.

Но вот зажёгся зелёный сигнал светофора, и мы поехали дальше. Доезжаем до остановки № 2.

СЛОВА СНЕГОВИКА: Бывают жизненные информационные задачи. Например, необходимо послать тайное сообщение, чтобы никто, кроме получателя, не смог прочитать его. Такую информационную задачу на кодирование называют шифрованием. Один из самых распространенных способов кодирования — замена буквы числом.

А сейчас обратите внимание на доску.

— Рассмотрите таблицу. Каждую букву алфавита можно обозначить числом (порядковым номером) и записать любое слово в числовой форме, используя кодовую таблицу соответствия.

В ней все буквы алфавита пронумерованы по порядку. Мы можем при шифровании сообщения вместо буквы записать ее порядковый номер — числовой код. Если у получателя есть такая же таблица, и он знает правило кодирования, то он легко декодирует и восстановит текст сообщения. Если он этого не знает, то ему надо будет потрудиться, чтобы догадаться, по какому правилу закодировано сообщение.

Таблицу, которая отражает правило кодирования и по которой можно закодировать, а затем декодировать сообщение, называют таблицей соответствия или кодовой таблицей.

Такая таблица есть в ваших рабочих тетрадях. Снеговик хочет, чтобы мы выполнили задание, используя её. Иначе, он не возьмёт нас с собой дальше в путешествие.

ЗАДАНИЕ В ТЕТРАДЯХ

На странице 10. Задание № 3

— Итак, давайте проверим. Замечательно всё выполнено. Давайте послушаем Снеговика, что же он нам хочет сказать.

— Снеговик говорят нам, что пришло время отдохнуть и провести физминутку.

Следующая станция. А называется она «Передай закодированное сообщение». Каждый из вас побудет агентом, отправляющим секретное сообщение, вам нужно будет закодировать слово с помощью таблицы порядковых номеров, записать его на листе в поле «Закодированное слово». Будьте внимательны при кодировании!!!

Задание «Передай закодированное сообщение»

ФИ:_________________________________________________________

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

1

2

3

4

5

6

7

8

9

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

10

11

12

13

14

15

16

17

18

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

28

29

30

31

32

33

Закодированное слово: СНЕГОВИК

Задание «Передай закодированное сообщение»

ФИ:_________________________________________________________

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

1

2

3

4

5

6

7

8

9

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

10

11

12

13

14

15

16

17

18

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Ъ

Ы

Ь



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика