Четырехугольники и прямоугольники


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Болешеподберезинская средняя общеобразовательная школа имени А. Е. Кошкина Кайбицкого муниципального района

Республики Татарстан».

Урок математики по теме

«Многоугольники и четырёхугольники»

( 1 класс)

Учитель начальных классов

II квалификационной категории

Кошкина Любовь Александровна

2010-2011 учебный год

Тема: Четырехугольники и прямоугольники

Цели: 1) познакомить учащихся с понятием «четырёхугольник» и «прямоугольник;

2) закреплять вычислительные навыки; продолжать формирование пространственного мышления; развивать внимание и умение сравнивать, анализировать, развивать логическое мышление, фантазию, воображение через задания творческого характера.

3) способствовать воспитанию интереса к математике

Оборудование: изображение принцессы Геометрии, модели фигур (треугольник, квадрат, шестиугольник, восьмиугольник, фигуры треугольника с сердитым лицом и квадрата с весёлым лицом), презентация» Четырёхугольники и многоугольники», карточки с цифрами и буквами, конверты с геометрическими фигурами.

Ход урока:

I Организационный момент

II Устный счёт

У: Ребята, у которых на партах лежат карточки, выйдите к доске. Станьте в порядке возрастания чисел. Если задание выполните правильно, получится слово.

Д: 11(г) 12 (е) 13(о) 14(м) 15(е) 16 (т) 17(р) 18 (и) 19(я) Геометрия (слайд№2)

У: Сегодня на уроке мы отправляемся с вами, ребята, в королевство Геометрии. И нас встречает его хозяйка — принцесса Геометрия.

У: Принцесса Геометрия приготовила для вас вопросы из разных областей знаний.

1) Игра «Поспевай — не зевай». (слайд №3)

а) Назови шестой день недели. (Суббота)

б) сколько звуков в слове конь? (3 звука)

в) Паук насекомое или нет? (Нет)

г) В каком слове 7 букв Я? (Семья)

д) У какого хвойного дерева иголки не колются? (Лиственница)

е) Опадение листьев осенью называют… (Листопад)

ж)

10 ребят играли в футбол После занятий в школе Один ушёл и другой ушёл Сколько осталось на поле? (8 ребят)

2) Какие числа пропущены?

 

 

4

5

6

 

 

 

Д: По цепочке выходят к доске. 1 команда заполняет таблицу слевой стороны, а 2 команда заполняет таблицу справой стороны

У: Умение сравнивать поможет вам в увлекательном путешествии по стране “Геометрия”. Но для путешествия нам нужны силы, поэтому сделаем зарядку.

Физкультминутка

III Изучение нового материала материал

Введение в тему

У: Итак, мы с вами отправляемся в страну “Геометрия”. Каких жителей страны вы уже знаете?

Д: Точка, прямая, кривая, отрезок, ломаная.

У: Отгадайте, о ком идёт речь: (слайд №4, )

Ты на меня, ты на него,На нас всех посмотри.У нас всего, у нас всего,У нас всего по три.Три стороны и три угла,И столько же вершин.И трижды трудные делаМы трижды совершим.

Д: Треугольник

У: Покажите . Почему он так называется? (лайды №5-7)

Не овал я и не круг, (слайды №8-10)Треугольнику я друг,Всем угольникам я брат,Ведь зовут меня…

Д: Квадрат

У: Покажите . Почему его называют четырёхугольником?

Д: У этой фигуры 4 вершины, 4 прямые угла, 4 равные стороны. Квадрат

(Модель квадрата появляется на доске)

У: Покажите вершины квадрата; стороны квадрата; углы квадрата.

Четырехугольники с номерами и этл прямоугольники

2) Объяснение новой темы (Инсценировка учащимися стихотворения «Два брата») (слайд №11)

У: А вот что однажды произошло с этими фигурами в королевстве Геометрии.

Жили–были два брата –

Треугольник с квадратомСтарший – квадратный, Добродушный и приятный.Младший – треугольный,Вечно недовольный.

Четырехугольники которые не являются прямоугольниками

Стал расспрашивать квадрат: «Почему ты злишься, брат?»Тот кричит ему: «Смотри,Ты полней меня и шире,У меня углов лишь три,У тебя же их четыре.»

Четырехугольники которые не являются прямоугольниками

И квадрат ответил: «Брат!Я же старше, я – квадрат» И сказал ещё нежней:«Неизвестно – кто нужней!»

Четырехугольники с номерами и этл прямоугольники

Но настала ночь, и к братуНатыкаясь на столы, Младший лезет воровато,Срезать старшему углы.

Четырехугольники которые не являются прямоугольниками

Уходя, сказал: «Приятных Я тебе желаю снов! Спать ложился – былКвадратным,А проснёшься без углов.

Четырехугольники которые не являются прямоугольниками

Но на утро младший братСтрашной месте был не рад. Поглядел он – нет квадрата,Онемел… Стоял без слов.

Четырехугольники с номерами и этл прямоугольники

Вот так месть! Теперь у брата Много маленьких углов!- Сколько углов стало?

Четырехугольники которые не являются прямоугольниками

У: Как назовём фигуру, которая получилась? (Восьмиугольник)

У: Сколько у него вершин, сторон и углов?

У: Принцесса Геометрия хочет узнать, какая фигура получится, если у треугольника отрезать углы? (Шестиугольник)

У: Как, одним словом, называются эти фигуры? (Многоугольники)

(слайды №12,13, 14,15, 16, 17)

Четырехугольники которые не являются прямоугольниками

IV Физкультминутка (рисуем в воздухе).

Много надо нам, ребятки,Для умелых наших рук. Нарисуем два квадрата,А на них огромный круг,А потом ещё кружочек,Треугольный колпачок…Вот и вышел, вот и вышелРазвесёлый чудачёк.

IV Работа с учебником

№1, с 43 Подумай и запиши в тетрадь,

У: Запишите в тетрадь номера тех многоугольником , у которых 4 стороны.

Д: 1, 2 4, 5, 11, 12, 13

У: Такие многоугольники называются четырёхугольниками. Сколько вершин у четырёхугольников? Запишите в тетрадь

№2, с 43 (работа в группах)

У: Какие из фигур – круг, треугольник, прямоугольник, квадрат – являются четырёхугольниками?

Д: Четырёхугольниками являются квадрат и прямоугольник, потому что у них по 4 вершины, по 4 угла и по 4 стороны

У: А сейчас, ребята, мы с вами разделимся на две группы. 1 группа составляет из счётных палочек квадрат, а 2 группа составляет — прямоугольник

Д:

№3, с 43

У: Назовите признаки прямоугольника

У: Среди многоугольников, изображённых вверху, выбери четырёхугольники, которые не являются прямоугольниками. Запишите их номера в тетрадь.

Д: 5, 11, 12, 13

Работа в парах

У: Постройте на партах башню, составленную только из прямоугольников

Д: (конверты с геометрическими фигурами)

V Работа в тетрадях с печатной основой.( №2, с 71 задания №1 и №2)

VI Закрепление изученного (конверты с геометрическими фигурами)

У: Ребята, у вас на партах лежат конверты с геометрическими фигурами. Предлагаю вам составить любую фигуру, используя эти геометрические фигуры

Сведения о танграме.

У: Ребята, танграм- самая древняя геометрическая головоломка. Она придумана людьми более 4000 лет назад. Изобретена она была в Китае. (карточка)

Тан — в переводе с китайского языка китаец. Грамма — буква. И каждая часть танграма тоже называется ТАН. (карточка)

В Европе считалось, что с помощью фигурок танграма народ Китая записывает свою речь. В Древнем Китае были созданы 7 книг танграмов, в каждой из которых насчитывалось по 1000 различных фигур.

Танграм был любимой головоломкой французского императора Наполеона.А писатель Эдгар По создал свой танграм из слоновой кости. Он и сейчас хранится в Нью-Йоркской публичной библиотеке.

VII Подведение итогов. (слайд 18, 19)

У: Наш урок подходит к концу. Нам пора прощаться с принцессой Геометрией. И напоследок она хочет проверить, что вы узнали и запомнили сегодня на уроке?

Четырехугольники с номерами и этл прямоугольники

У: Как по-разному можно назвать эту фигуру?

Д: Четырёхугольник, трапеция, многоугольник

У: Что можно найти и показать у фигуры?

Д: Вершины, стороны, углы

Д: Что такое вершина многоугольника?

Д: Точка

У: Что такое сторона многоугольника?

Д: Отрезок

У: Чем образованы углы?

Д: Отрезками

У: Покажите границу этой фигуры. Что является границей многоугольника?

Д: Замкнутая ломаная линия






See also:
Яндекс.Метрика