Части речи урок закрепление


«Части речи»

(урок – закрепление)

Цель: Повторить, обобщить и систематизировать знания о частях речи.

Задачи:

закрепить знания учащихся о частях речи, представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;

определить вместе с учащимися значение частей речи в родном языке, проверить основные знания о частях речи, закрепить умения учащихся в правописании основных орфографических правил по теме урока, развивать познавательный интерес, воспитывать любовь к русскому языку.

развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, воображение, память, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма, обобщению материала. Способствовать обучению школьников умению составлять схемы, таблицы.

воспитывать интерес к изучению русского языка, культуру организации учебной деятельности, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:

1. мешок со словами

2. презентация

3. таблица для работы у доски

4. плакат с эпиграфом

5. карточки с заданиями.

Педагогические технологиитехнология сотрудничества, метод проекта, технология моделирования.

ХОД УРОКА:

1 Организационный момент

Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года у нас во дворе?

-Весна.

Сегодня урок я хочу начать с этого стихотворения:

Вена, вена! И вё ей радо.

Как в забытьи, каком стоишь

И лышишь вежий запах ада

И тёплый запах талых крыш.

-Прочитали? Что вы заметили?

-Пропущена буква С (ЭС)

-Это, наверное, оттого что вы её иногда обижаете, пишете неправильно и соединяете с другими буквами неправильно. Давайте вспомним и напишем правильно букву С (ЭС).

2 Минутка чистописания:

Сс со св сы сл ес ас

Весна, весна! И всё ей радо.

Как в забытьи, каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И тёплый запах талых крыш.

3. Проверка домашнего задания

На доске даны слова из домашнего задания: в..ют, об..езд , осен..ю, с..ел, раз..ехались, солов..и.

— Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

По какому признаку можно разделить данные слова на две группы? Докажите.

Проверка.

4. Определение темы и цели урока

На доске вывешивается плакат с эпиграфом:

Чем глубже, лучше человек знает язык, Тем богаче, глубже и точнее будут выражены его мысли. Богатство языка — это богатство мысли.

М.Исаковский

-Почему эти слова взяты эпиграфом к уроку? Как вы их понимаете?

Согласны ли вы с автором? Нужно ли нам это изучать?

Сегодня я приготовила для вас слова. Разделила их на группы и положила аккуратно в мешочек. Ой! Что же случилось с моими словами. Они все перепутались. Как же мне разделить их опять. Ребята, помогите мне разделить их на группы.

Снег, даль, веселье, удаляться, повеселиться, беговой, одиннадцать, издалека, снежный, он, она, завтра, из, в, через, и, с, грустный, огурцы, рисует, ковер, светлая, пятый, играют, ученик, долго, автобус, лисица, три, лечил, мягкое, капуста, шьет, длинный, отлично.

-На какие группы можно разделить эти слова?

-Разделить на части речи.

-Как называется тема сегодняшнего урока?

— ЧАСТИ РЕЧИ.

Игра “В свои ворота”

Учитель диктует слова, 1-я группа записывают только имена существительные, 2-я группа – предлоги, 3-я группа — имена прилагательные, 4-я группа — глаголы.

Назовите глаголы. На какие вопросы они отвечают? Что обозначают?

Назовите прилагательные. На какие вопросы они отвечают? Что обозначают?

Назовите существительные. Что обозначают эти слова, на какие вопросы отвечают?

Назовите предлоги. Для чего служат предлоги?

Какие слова не вошли в эти группы, к какой части речи они относятся?

Ответы.

5. Работа по теме урока

1) Составление схемы

-На какие группы делятся части речи? Почему? (Самостоятельные и служебные.)

-Распределите части речи по группам. Приведите примеры.

(Ученики работают в группах с карточками. Группа, выполнившая задание первой, составляет схему на доске. Класс оценивает работу.)

Части речи

Самостоятельные

Служебные

Имя существительное

Предлоги

Имя прилагательное

Союзы

Имя числительное

Частицы

Местоимение

Глагол

Наречие

Физкультминутка: Дети встают и читают стихотворение О. Высотской “Веселая грамматика”(с инсценировкой)

Существительное- школа,

Не и ни у нас частицы,

Просыпается- глагол,

Нам их надо повторять.

С прилагательным веселый

И при этом не лениться,

Новый школьный день

И ни часу не терять!

пришел.

Встали мы- местоименье,

После школы, как известно,

Бьет числительное семь.

Мы катаемся в санях.

За ученье, без сомненья,

Здесь особенно уместны

Приниматься надо всем.

Междометья ох и ах.

Мы наречием отлично

А потом

На уроках дорожим,

У теплой печи

Соблюдаем мы привычно

Повторяем

Дисциплину и режим.

Части речи!

— Все ли части речи названы в стихотворении?

— Какой части речи нет в нашей схеме? (Междометия)

— К какой группе слов мы ее отнесем?

— Основное назначение междометий — обозначение эмоциональных и волевых переживаний, но не для их названий, поэтому они не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Они составляют отдельную группу (Добавляем в схему слово “Междометия”)

2)На прошлом уроке вы получили задание подготовить здания для повторения.

Конкурс проводит 1команда .

Ученик: В данном конкурсе каждая команда имеет право на одно высказывание, по очереди сменяя друг друга.

Что вы знаете об ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ?

  — Что такое склонение? Сколько всего падежей? 

Для всех:

Определите склонение и падеж имен существительных, записанных на доске, вставьте пропущенные окончания.

На доске:

На верхушк… осин… .От тропинк… к тропинк… .На крыш… , из избушк… .

Дети выполняют работу на карточках.

– Следующее задание «Найди существительное».

Мы шли сосновым лесом.

 

Мы отдыхаем под большим деревом.

– Разберите существительное как часть речи. План разбора – на учебном плакате.

Начальная форма __________

Род ______________________

Склонение ________________

Падеж ____________________

Число ____________________

Роль в предложении ________

Капитан проверяет работы.

Участник команды проводит игру «Что лишнее?»

-мышь, тишь, ёрш, тушь-луч, дочь, меч, грач-рожь, чиж, стриж, нож

— Какая это орфограмма?

-На доске предложение. Прочитайте. Из каких частей речи оно состоит?

Олень — _______, _______ животное с ________ рогами.

Как украсить предложение?

Олень — красивое, стройное животное с ветвистыми рогами.

Запишите предложение, определите род, число, падеж имен существительных.

Задания второй команды

Следующая часть речи — ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Что вы знаете о нем?

Вставь пропущенные окончания прилагательных и определи падеж.

В густберезов… роще. К мохнат… зелен… ели. Ярквесенн… солнце.

С весенн… неба. Зелен… лягушонка. Нет зимн… стужи.

 Замените в тексте часто повторяющиеся слова на местоимения.

Лиса

Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удается. Чаще всего лиса охотится за мышками. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса тут как тут.

Задание выполняется карандашом, зачеркиваются существительные и пишутся местоимения. Один ученик читает исправленный текст.

Карточки сдаются, капитан проверяет работы.

В это время ученики разбирают в тетрадях по составу слова:  придорожныйжелтенький.

Задания третьей команды

Следующая часть речи ГЛАГОЛ. Что вы знаете о глаголе?

Ученики получают карточки.

Подчеркни глаголы, определи число. Как ты понимаешь выражение «мелет языком»?

Мельники мелют зерно жерновами,Перец в горошинах мелем мы сами,Но одного мы никак не поймем:Что это мелет болтун языком?

Послушайте внимательно текст, запишите глаголы в неопределенной форме, определяя спряжение.

Заяц-русак жил зимой подле деревни. Наступила ночь. Он поднял одно ухо, послушал, поводил усами, понюхал и сел на задние лапы. Заяц огляделся. Снег лежал волнами и блестел, как сахар.

Работа с пословицами.

Друг познаётся в беде.

Дерево живёт корнями, а человек друзьями.

Определите форму глагола. (3 ЛИЦО, ЕД. ЧИСЛО.)

Объясните пословицы.

Заполните таблицу частей речи, опираясь на схему

Каждая команда составляет таблицу частей речи.

Проверка с доски.

Физкультминутка

В класс к нам жук влетел,Зажужжал и запел:»Ж-ж-ж-ж-ж-ж».Вот он вправо полетел –Каждый вправо посмотрел.Вот он влево полетел –Каждый влево посмотрел.Жук на нос хочет сесть,Не дадим ему присесть.Жук наш приземлился,Зажужжал и закружился:»Ж-ж-ж-ж-ж-ж».Жук, вот правая ладошка,Посиди еще немножко.Жук, вот левая ладошка,Посиди и тут немножко.Жук наверх полетелИ на потолок присел.На носочки мы привстали,Но жука мы не достали.Хлопнем дружно:Хлоп, хлоп, хлоп,Чтобы улететь он смог.»Ж-ж-ж-ж-ж-ж».

4 команда Задания в конвертах.

Задание каждой командеопределить часть речи (по одному предложению)

1. Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

2. Снежное покрывало покрывало все поле.

3. Ведро дало течь, и вода стала течь.

Задание 2 (общее): отгадать загадку и определить часть речи.

1. Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретет (Школа)

2Одной рукой всех встречаю, другой всех провожаю (Дверь).

Задание 3:раскрыть смысл выражений, которые называются крылатыми (по два выражения каждой команде):

1. Рукой подать (Близко)

2. Через час по чайной ложке (медленно)

3. Морочить голову (Обманывать)

4. Во весь дух (Быстро)

5. Склонять по падежам (Ругать)

6. Бить баклуши (бездельничать)

Задание 4:раскрыть скобки в предложениях:

1. Язык (до) Киева (до) ведет.

2. Хорошее слово (до) сердца (до) йдет.

3. (с) горы (с) бежал поток проворный.

Задание 5отгадать слова.

1. Для 1-й команды: его корень в слове писать, приставка в слове рассказать, суффикс в словекнижка, окончание в слове вода.

2. Для 2-й команды: его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в словесказка, окончание в слове рыба.

3. Для 3-й команды: его корень в слове снежинка, приставка в слове подъехал, суффикс в слове лесник, окончание в слове ученики.

Задание 6найти слова, которые спрятались.

Хлев – (лев), коса – (оса), щель – (ель), зубр – (зуб), столб – (стол), укол –(кол), удочка – (дочка), точки – (очки).

Задание7укажите, какой частью речи являются слова в предложении.

1. Сяпала калуша по напушке.

2. Глокая куздра штеко будланула бокренка.

3. Булясый крокозябр неляет по теляку.

Учитель. Жюри дается время для подсчета результатов.

6. Закрепление знаний о роли частей речи в предложении

Ребята, мы много говорили о частях речи. Хорошо знаем их. А они сидят грустные, отдельно друг от друга. Почему? Давайте послушаем их.

Глагол. Я должен обязательно приносить какую-нибудь пользу.

-У. И пошел он по белу свету счастья искать. Шел, шел, видит: сидит Существительное и плачет.

Глагол. Что ты так пригорюнилось?

Существительное. Да вот живу-живу, а для чего – не знаю. Никакой пользы не приношу.

Глагол. Пойдем вместе счастья искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика